СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Экзегетические творения

Известные еще две «Книги против Евномия» (переведенные и на русский язык) ни по каким признакам не могут называться сочинениями святителя Василия Великого - ни по слогу, ни по доказательствам, и представляют собою не более чем сборник отдельных замечаний против Евномия.

«Книга о Святом Духе», обращенная к Амфилохию, епископу Иконийскому (| ок. 395 г.). Поводом к ее написанию было следующее. Василий Великий заключал возгласы в церкви иногда так: «Слава Отцу с Сыном купно со Святым Духом», а иногда такими словами: «Слава Отцу чрез Сына во Святом Духе». Люди злонамеренные стали давать этим выражениям превратный смысл и даже обличать Василия в противоречии. Святитель Амфилохий просил Василия объяснить для вразумления заблуждающихся равную значимость обоих славословий. Следуя этой просьбе, святитель Василий в упомянутом сочинении, подтверждая древность Славословия Святой Троице словами Климента Римского, Иринея, Дионисия Александрийского и других, старается доказать что выражение «чрез Сына» вовсе не означает того, будто Сын есть только орудие Отца и по природе ниже Его; затем предлагает учение о Божестве Святого Духа, доказывая, что выражения «со Святым Духом» и «во Святом Духе» нимало не противоречат этому учению.

К догматическим сочинениям по своему содержанию относятся и некоторые «Беседы» Василия Великого, из них: «Слово о вере», на слова в начале было Слово и против савеллиан, Ария и аномеев - все три об Ипостасях Святой Троицы и преимущественно о Божестве Сына Божия и Духа Святого, о том, что Бог - не виновник зла и о Крещении, Догматические наставления содержатся и в некоторых из его Писем: таких как «К брату Григорию» (Нисскому, 38); «О различии сущности и Ипостаси» и несколько других, где приводятся рассуждения о Божестве Сына Божия и Святого Духа и о личном Их бытии; несколько Писем против Аполлинария.

Экзегетические творения

Некоторые говорят, что святитель Василий Великий изъяснил все Священное Писание Ветхого и Нового Завета; но в настоящее время существуют лишь его девять «Бесед на Шестоднев» и Беседы на некоторые псалмы. Кроме того, под его именем известен пространный, неоконченный (из 16 глав) «Комментарий на пророка Исаию», относительно которого, впрочем, имеются сомнения по поводу авторства по причине молчания древних (до VII в:) и разности слога.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz