СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Письма

Вместо жизни уединенной, какую в то время обычно проводили иноки, Василий Великий учредил общинную - киновитскую, по которой подвижники составляя благоустроенное общество, жили, помогая друг другу во всех нуждах - духовных и телесных. Святитель составил и Правша для иноков, сделавшись, таким образом, устроителем общежительных монастырей на Востоке. (Эти Правила получили дальнейшее развитие в Уставе святого Феодора Студита в IX веке).

По сравнению с обилием других трудов, Василий Великий мало писал о нравственности. Но немногие из писателей проникали так глубоко в самые основания нравственности, как это делал святитель Василий. В своем чисто евангельском учении о нравственности он частные правила христианской жизни возвел к общим - как богословским, так и психологическим началам нравственности.

Беседы и Слова

Важное место среди творений Василия Великого занимают его 17 «Бесед» на разные случаи и о разных предметах нравственно-практического свойства, не считая «Похвальных Слов» святым Божим (сорока севастийским мученикам и др.). Патриарх Фотий, сам отличный знаток ораторского слога, так отзывается о Словах Василия: «Во всех Словах- своих Великий Василий превосходен. Как никто другой, он особенно владеет языком чистым, изящным, величественным; в порядке и силе мыслей за ним первое место; убедительность соединяет он с приятностью и ясностью. Речь его так плавна, как поток, который течет свободно и силою своего течения увлекает за собою все встречающееся на пути. Кто хочет быть отличным гражданским оратором, тому не нужны ни Демосфен, ни Платон, если он взял себе за образец и изучает Слова Василия». Беседы против ростовщиков, против пьянства и роскоши, о голоде по силе и одушевлению считаются лучшими из всех Бесед святителя.

Письма

В настоящее время под именем Василия Великого имеется около четырехсот Посланий, или Писем, но подлинными считаются только 325. Многие из Писем святителя живо изображают события его времени; многие содержат прекрасные наставления о любви и кротости, о прощении обид, о воспитании детей, против скупости и гордости богатых, против напрасной клятвы или же вообще духовные советы для иноков. Некоторые из Писем Василия приняты в состав церковных правил например три канонических к Амфилохию иконописцу и другие. Патриарх Фотий замечает, что и «Письма Василия могут служить образцом литературного слога и собственно эпистолярного красноречия».

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz