|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
В других Посланиях Дионисия прежде всего рисуется верная и поразительная картина гонений против Церкви, происходивших при императорах Декие и Валериане, с обстоятельствами его собственного заточения в период последних гонений. Известно также «Послание к Павлу Самосатскому», приписываемое святителю Дионисию, однако оно не принадлежит ему. Послание отличается по слогу от творений Дионисия; о нем ничего не знали древние писатели, а святитель Афанасий Великий непременно упомянул бы о нем в своей «Апологии Дионисию», так как в этом Послании употребляется слово единосущный. К тому же, автор Послания плохо знал учение Павла: по его мнению, Павел допускал во Христе два лица, два сына, чего вовсе не было у Павла; наконец, слово Богородица; и другие подобные показывают, что Послание это составлено уже после Никейского Собора. Извлечения из творений святителя Дионисия О единосущии Сына Божия с Богом Отцом и Святой Троице В своей «Апологии» святитель Дионисий со всею ясностью излагает догматы о единосущии Сына с Отцом и о Пресвятой Троице вообще. Подобно учителю своему Оригену, он объясняет рождение Сына Божия от Отца отношением отблеска к свету:. Отблеск света вечного - Сын, без сомнения, - также вечен. Свет обнаруживается через свой блеск; блистать - это в природе света. Когда солнце взойдет, оно делает отблеск, делает день; когда же оно не делает ни того, ни другого, значит, его нет. Но если бы солнце было вечно, то и день был бы без конца. Предположите теперь, ‘ что солнце начинает быть, или светить; в таком случае начнется и день; напротив, пусть станет быть солнце - перестанет быть и день. Но в настоящем случае не то: ибо Бог есть свет вечный, который ни начинается, ни перестает; Следовательно, и вечный от - блеск также безначален и рожден от Него (Света вечного - Бога) от всей вечности. Если Отец вечен, то и Сын вечен, Свет от Света; ибо когда есть рождающий, есть также и рождаемый. Дионисий объясняет потребляемое им слово единосущный, раскрывая его православный смысл, потому что еретики злоупотребляли им, несправедливо отвергая на основании его различие между Отцом и Сыном (т. е., по словам Афанасия и Василия Великих, разумели при этом «некую первоначальную сущность», которая предшествовала Отцу и Сыну и после уже разделилась на Отца и Сына; именно поэтому это слово и было отвергнуто Антиохийским Собором, бывшим за 60 лет до Никейского). |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster