|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Из моих слов можно видеть несправедливость того обвинения, будто я отвергал, что Христос единосущен Богу. Я говорил только, что не находи л этого слова и не читал его нигде в Священном Писании; между тем объяснения, которые присоединил я и о которых они (противники) умалчивают, не противоречат истине. Тем самым Дионисий говорит, что Сын Божий единосущен Отцу (ср. Афанасий Вел. «Об образе мыслей Дионисия»; слово единосущный употребляли также Ориген - Tom. II in loh. Fragm. in ep. ad Haebr. и Феогност Алекс. - lib. II «Ипотипосов», отрывки из которых сохранились у того же Афанасия в Послании «Об определениях Никейского Собора»). Те имена, - продолжает затем Дионисий, - о которых я говорил, неотделимы одно от другого. Когда говорю об Отце, то, не упоминая о Сыне, в имени Отца даю разуметь о Сыне. Присоединил я Духа Святого, но прибавил и то, откуда Он и через Кого посылается. Объясняя таким образом единосущие Сына с Отцом, Дионисий старается объяснить и личное Его различие отношением между мыслию и словом, которые в сущности будучи одно, однако же различаются между собою. «Так, - заключает он, - мы Незримое единство расширяем до троичности и неуменьшимую троичность сокращаем в единство». Святитель Василий Великий в.своей «Книге о Святом Духе» (гл. 29) со ссылкой на Дионисия приводит два его замечательных свидетельства о Пресвятой Троице. Одно есть славословие, которое читается так: «Богу же Отцу и Сыну, Господу нащему Иисусу Христу, со Святым Духом слава и держава во веки веков» и направлено против ариан, которые в свое время не упускали возможности сослаться на Дионисия как на защитника их мнений и говорили, что надо «славословить Отца через Сына во Святом Духе». Другое - в котором Дионисий, имея в виду савеллиан, различает, как замечает святитель Василий, Божественные Ипостаси и так отзывается о.еретиках: «Они должны или против води признать три Ипостаси в Боге, или вовсе отвергнуть Божественную Троицу». Святитель Мефодий Патарский Еще одно место в блестящем ряду восточных отцов Церкви III века занимает святитель Мефодий - тоже ученик, но потом и горячий противник Оригена. Святитель Мефодий достаточно известен по своему образованию, но малоизвестен по обстоятельствам своей жизни. Иероним и Сократ говорят, что он был сначала епископом Олимпа в Ликии, а впоследствии Тира 6 Финикии; между тем как другие, позднейшие греческие писатели (Леонтий Византийский и Иоанн Дамаскин) утверждают, что он был епископом Патар -также ликийского города. Впрочем, эти свидетельства нетрудно и примирить. По всей вероятности, Мефодий в одно и то же время заведовал Церквами Олимпа и Патар, разделенными Мирскою Церковью, и это не беспримерно во времена гонений. Собственные же его сочинения довольно ясно показывают, что попечительный о благе верующих пастырь действительно переходил из Олимпа в Патары для личного их посещения. Впоследствии святитель Мефодий, имевший возможность «принести обитающим там наибольшую пользу», перенес свою епископскую кафедру в финикийский город Тир. Вероятно, здесь, в Халкиде (не греческой, как у Иеронима, а восточной, или иначе сирийской, как читал его современник и переводчик Софроний), этот «ревностный поборник истины» по любви к Господу и для назидания пасомых запечатлел веру свою мученическим подвигом в конце Диоклетианова гонения (310-311 г.). |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster