СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Догматико-полемические творения

О творениях святителя Мефодия

Писатели, современные Мефодию, а также и следующего века отзываются о нем с большим уважением. Они изображают его человеком глубокомысленным, получившим блестящее и основательное образование и владеющим искусством красноречия (диалектикою) более других. «Мефодий, г- пишет блаженный Иероним, - с блистательным и ясным красноречием написал несколько «Книг против Порфирия»; «Пир десяти дев»; превосходное сочинение «О воскресении», направленное против Оригена; «О чревоволшебнице», направленное также против Оригена; «О свободе воли»; а также объяснения на книгу Бытия и Песнь песней и множество других сочинений, которые читаются повсюду».

По приводимому Иеронимом списку сочинений Мефодия видно, что ученая деятельность того относилась: 1) к защите веры против язычества; 2) к изложению догматов веры; 3) к нравственному учению и, наконец, 4) к объяснению Священного Писания.

Издание полного собрания творений святого Мефодия на русском языке осуществлено под редакцией проф. Ловягина в Петербурге в 1877 г.

Апологетические сочинения

«Против Порфирия» - творение апологетическое и одновременно полемическое. Неоплатоник Порфирий (родом тоже из Тира) написал (ок. 274 г.) 15 Книг против христиан, в которых особенно старался подорвать значение Священного Писания, находя в нем мнимые противоречия и давая превратные толкования разным пророчествам. В борьбу с этим врагом веры Христовой первым вступил Мефодий, написав против него сочинение, заключавшее до 10 ООО стихов (периодов)1. Оно не дошло до нас - только небольшое число отрывков из него содержится у святого Иоанна Дамаскина в его «Священных параллелях».

Догматико-полемические творения

«О свободе воли» - известно по печатным (на греческом языке) изданиям только в отрывках, но вполне сохранилось в древнеславянском переводе (в рукописях XVI в., находившихся в Синодальной библиотеке и в библиотеке Московской Духовной Академии). Оно состоит из разговора между православным и двумя последователями Валентина. По содержанию своему это сочинение делится на две части: в первой - опровергается мнение валентиниан о том, что материя есть начало зла, совечное Богу; во второй - показывается происхождение зла от свободной воли человека и решаются некоторые смежные вопросы. Самая замечательная часть этого сочинения - изложение учения о свободе.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz