СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Догматико-полемические творения

«О воскресении» - известно по выпискам Епифания и изложению Фотия (Bibi. cod. 234), а в полном виде - по древнеславянскому переводу. Оно состоит из трех Слов или Разговоров и первоначально было предназначено некоему Феофилу (может быть, тому же самому, которому писал и святитель Ипполит). Непосредственной причиной создания этого сочинения явилось ложное мнение Оригена, будто настоящее тело человека, в каком он живет и действует на земле, не воскреснет, а душа его в будущей жизни будет иметь новое - эфирное тело (с сохранением одного лишь прежнего вида, или облика его, без всякого телесного вещества).

«О пифониссе» (или чревовещательнице), направленное также против Оригена, в котором доказывается что аендорская волшебница не вызывала в действительности перед Саулом души Самуила (как думал Ориген), а являлся по ее чарам призрак пророка.

Здесь следует пояснить, что по прямому смыслу рассказа и по свидетельству Сираха, явление мертвого Самуила Саулу нельзя признать за один лишь обман волшебницы или же за явление злого духа в виде Самуила (как думал например и святитель Григорий Нисский, и некоторые другие). Гораздо вернее признать, что Саулу явился из жилища мертвых сам истинный пророк Самуил, т. е. его душа, потому что его предсказание о гибели Саула и сыновей его было истинным пророчеством. Это произошло именно по вызову волшебницы и при содействии диавола, но, конечно, при условии попущения Божия, как и понимали это, кроме Оригена, и святой Иустин, и святители Иоанн Златоуст и Анастасий Антиохийский, объясняя власть диавола над душою Самуила тем, что до сошествия Иисуса Христа в ад все души праведных и пророков находились в аду, где непосредственно владычествовал диавол и держал их в узах. Святитель Иоанн Златоуст, в частности, сравнивает волхвование аендорской волшебницы с гаданием филистимских волхвов о Кивоте Завета (1 Цар. 6,7-13) и все происшествие полагает случившимся по устроению Божию, говоря так: «Когда пять филистимских городов, по прибытии к ним Кивота Господня, поражены были смертною язвою и не находили никаких средств к избавлению от постигшего их бедствия, тогда, созвав волхвов, в общем собрании советовались, как освободиться от сей язвы, ниспосланной от Бога; волхвы присоветовали взять коров, которые не были еще под ярмом и принесли первых телят, запрячь под Кивот и пустить их одних идти, куда хотят, дабы через то увидеть - от Бога ли ниспослана эта язва или какая случайная болезнь. Ибо, - говорили они, - если коровы, как не привыкшие к ярму, разобьют Кивот или воротятся к телятам, то это будет означать, что язва произошла по случаю; если же пойдут прямо, мычание телят не произведет на них никакого действия и они не собьются с дороги им незнакомой, то будет явно, что рука Божия коснулась сих городов. Посему, когда жители послушались волхвов и поступили по их совету, то Бог, по Своему снисхождению, не почел для Себя недостойным привести в действие предсказанное волхвами. Много и других примеров можно видеть в Божественном домостроительстве. Ибо и то, что известно о волшебнице, случилось по тому же Божественному Промыслу».

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz