СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Таинство Евхаристии

Таинство Евхаристии

В Таинстве Евхаристии, по учению святителя Киприана, нам преподаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы:

Нельзя оставить без оружия и защиты тех кого мы побуждаем к сражению; их нужно оградить покровом Тела и Крови Христовой; и если Евхаристия для принимающих ее служит защитою, то нужно вооружить забралом божественного насыщения тех, кого мы желаем видеть в безопасности от неприятеля. Да и как мы научим и убедим кого-нибудь пролить кровь свою за исповедание имени (Христова), если идущим на брань откажем в Крови Христовой? Или как мы сделаем их способными испить мученическую чашу, если прежде не допустим их в Церкви, по праву общения, к питию Чаши Господ- ней? Так вооружим их десницу мечом духовным, чтобы она храбро отринула скверные жертвы, чтобы, помня Евхаристию, в которой преподается Тело Господа, она обняла Его, когда потом будет принимать от Господа награду венцов небесных (Письма 48,49). Вместе с тем, сравнивая два преступления - отречение от Христа и принятие Евхаристии падшими, не очистившими себя покаянием, Киприан считает более тяжким из них - последнее, когда они «насилуют Тело Его и Кровь, и таким образом руками и устами (указание на древний способ принятия тела Христова сначала в руки, а потом в уста) теперь грешат против Господа более, нежели тогда, когда отверглись Господа». Святой отец рассказывает при этом несколько случаев принятия Евхаристии падшими - случаев, два из которых окончились рвотою и смертью приобщавшегося, один - тем, что из ковчега, в котором хранилась святыня Господня, вышел огонь, и еще один - тем, что вместо Тела Христова в руках приобщавшегося оказался пепел. И потом замечает:

Этим (последним) случаем указано, что Господь отступает, когда отрекаются Его, и что принимаемое нисколько не служит к спасению недостойных, так как спасительная благодать при удалении святости обращается в пепел (Книга о падших).

Здесь присутствует указание на изменение или пресуществление евхаристических элементов и, следовательно - свидетельство общецерковной веры в действительное присутствие Тела Христова в Евхаристии. Там же Киприан говорит и о причащении младенцев одною кровию «из Таинства Чаши» - (ср. Письма 10 и 48; Пост. ап. I. VIII; Дионисий Ареоп. О церк. иерарх, гл. VII отд. III п. 2).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz