СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Таинство Покаяния

С другой стороны:

Грешники и в меньших грехах должны приносить покаяние в продолжение постановленного времени, должны по уставу благочиния совершать исповедь и потом уже, через возложение руки епископа и клира, получать право общения; а теперь, в такое тяжкое время, их (падших) допускают к общению, возглашают в молитвах их имена и без принесения ими покаяния, без совершения исповеди [ехото1о?е81з, т. е. подвигов публичного покаяния - слезных коленопреклонений, поста и милостыни для удовлетворения и умилостивления Бога через нравственное самоисправление (покаяние), которое назначалось кающемуся после предварительной частной исповеди священнику], без возложения на них руки епископа и клира, преподается им Евхаристия! (Письма 9,10,12,13).

Первая степень счастья - не согрешать, вторая - сознавать согрешения. Там есть невинность целая и неповрежденная, которая сохраняет; здесь является лекарство, которое исцеляет. Но они

(падшие), оскорбив Бога, потеряли и то и другое: лишились благодати, полученной в Таинстве Крещения, и не ищут помощи в покаянии, заглаживающем вину и производящем обновление и освящение Духа в тайниках верующего сердца (Письма 47,49).

Убеждая падших принести истинное покаяние, святой отец говорит: Во сколько выше по вере и лучше по страху - те, которые, хотя не сделали преступления ни через жертвоприношения идолам, ни через откупные записи, однако по тому одному, что думали об этом, с болезнью и искренностью исповедуют это пред священниками Божиими, очищают совесть признанием, излагают бремя своего духа, ищут спасительного лекарства для своих малых и Легких ран, памятуя сказанное в Писании: .Бог поругаем не бывает (Гал. 6,7). Умоляю же вас, возлюбленнейшие братья! Пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в этом г мире, пока исповедь его может быть принята, пока удовлетворение и отпущение при посредстве священников угодно Господу (Книга о падших).

Таким образом, если Церковь принимает в свои недра впадающих после крещения в тяжкие грехи, но приносящих искреннее раскаяние, то этим она нисколько не нарушает своей святости, как ложно утверждали новациане, а руководствуется в этом случае началами отеческой любви и божественного милосердия. Милосердие и любовь Церкви, по справедливости, закрываются только для тех, кто как еретики и раскольники, через враждебное отношение к ней, сами себя отчуждают от ее любви и по своим действиям оказываются более виновными, чем другие грешники. Их преступление хуже того, какое видимо совершили падшие, которые, потом раскаявшись в своём согрешении, умоляют Бога вполне удовлетворительным покаянием. Здесь - ищут Церкви и молят ее; там - противятся Церкви. Здесь могла довести до беззакония необходимость; там - свободная воля. Здесь падший причинил вред только себе; там стремящийся произвести ересь или раскол увлек за собою • ' ¦ обманом многих. Здесь урон для одной души; там опасность для весьма многих. Этот понимает, что он точно согрешил, плачет о том и сокрушается; а тот, гордый своим грехом, услаждаясь самими беззакониями, отлучает сынов от матери, переманивает овец от пастыря, разрушает Таинства Божии; и тогда как падший согрешил однажды, тот грешит ежедневно (О единстве Церкви).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz