Миикка Руоканен - Учение о боговдохновенности. Мартин Лютер и его место в экуменической проблеме боговдохновенности

Направленная пророческая инспирация, вследствие экстатических переживаний

Среди трех способов пророческого восприятия prophetia per se занимает самое важное положение. Это происходит потому, что данный способ инспирации позволяет воспринимать «доктрину и обетования» напрямую:

Первый способ - самый высший. Это - пророчество или вдохновение, как у Давида и пророков, которые, просвещаемые Святым Духом, передали учение и обетования открытыми словами и с ясным смыслом.

В богословии Лютера этот способ пророческой инспирации связан с экстатическим переживанием встречи с Самим Богом.

Направленная пророческая инспирация, вследствие экстатических переживаний

Лютер определяет пророчество как явление, в котором Святой Дух напрямую, без посредников, открывает пророку «доктрину и обетования»:

Пророком называется тот, кто свое разумение имеет непосредственно от Бога, которому Святой Дух кладет слово в уста, ведь Дух - источник, и у пророков не было никакого другого учителя кроме Бога.... Однако пророки - это те, кто безо всякого посредника имели свое учение от Бога.

Таким же образом, апостолы относятся к пророкам, потому, что они также получили «божественное учение» от Самого Христа. Лютер проводит прямое различие между апостолами, которые видели Спасителя лично, и теми, кто является учениками апостолов (в Новом Завете только Мария обладает непосредственной инспирацией, которую можно сравнить с апостольской):

Четыре рода апостолов выводит... божественный Иероним: первый, который ни от людей, ни через человека, но через Иисуса Христа и Бога Отца, как некогда пророки и все апостолы, второй, который от Бога же, но через человека, как ученики апостолов и те, кто законно следуют за апостолами до границы мира, как епископы и священники.

У пророков существует прямая связь с Духом Божьим:

«Бог начертал в их сердцах и сделал их пророками». Они подвергаются «самому близкому виду инспирации» при общении с Богом. Вследствие их богодухновенности «Святой Дух наполняет их». По этой причине пророки находятся за рамками общепринятых правил. Они особым образом являются і «друзьями Бога» (amici Dei), с которыми Он общается напрямую, «лицом к лицу» (de ore ad os). Именно поэтому доктрина и послание, которые они получают от Бога, обладают авторитетом и непогрешимостью. Авраам и Моисей были именно теми, кто имел такие особые взаимоотношения с Богом в Ветхом Завете.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz