Миикка Руоканен - Учение о боговдохновенности. Мартин Лютер и его место в экуменической проблеме боговдохновенности

Три основных взгляда на откровения

Первый и третий типы откровения формируют основания для различных теорий боговдохновенности. В свете учения о восприятии боговдохновенность может быть либо непосредственной, либо интегрированной. Непосредственная боговдохновенность происходит с помощью сверхъестественных явлений или в экстатическом состоянии. Также она может явиться в форме особого божественного призыва, обращенного к пророку, дабы он провозглашал или записывал (или провозглашал и записывал) определенное послание. Очень важно отметить, что в данной форме прямой боговдохновенности пророк получает некоторое новое послание свыше. (Откровение от Иоанна является ярким примером направленной формы боговдохновенности).

Непосредственная боговдохновенность может также вое приниматься как диктовка божественного послания (буквальная боговдохновенность). Благодаря теории о сверхъестественном происхождении Писаний, приверженцы непосредственной формы боговдохновенности обычно подчеркивают непогрешимость полученного текста.

Обычно непосредственная боговдохновенность связана с будущим или с обетованиями и предупреждениями; нередко она внушает мысль о «конце света». Откровение божественного послания может восприниматься как событие, происходящее одновременно с боговдохновенностью пророка. Поэтому в концепции прямой формы боговдохновенности доминируют такие понятия, как восприятие и сам пророк. Обычно такую форму боговдохновенности переживает личность, обладающая пророческим даром.

Интегрированная форма боговдохновенности может основываться на пророческом восприятии или толковании существующих фактов. Она также может быть новой формой постижения предыдущего откровения (содержания древних Писаний). В первом случае боговдохновенность может предполагать мыслительное или подобное ему просвещение пророка в отношении существующих фактов. Пророк может иначе взглянуть на существующий мир и историю (профетические произведения, посвященные истории в Ветхом Завете). В этом случае интегрированная форма боговдохновенности предполагает активизацию естественных человеческих способностей. Во втором случае - пророк благодаря более глубокому знанию или новой вере, через молитвенные размышления или особое молитвенное состояние (в Псалмах) может приобрести новое осмысление древней истины.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz