Миикка Руоканен - Учение о боговдохновенности. Мартин Лютер и его место в экуменической проблеме боговдохновенности

Три основные теории библейской боговдохновенности

Очень важно, что интегрированная форма боговдохновенности предполагает наличие между Богом и пророком некоего посредника. Это могут быть, например, исторические факты, древние документы или нечто подобное. Таким образом, между «древней» и «новой» истиной существует некоторое подобие единства и связи, то есть полученная информация не совсем нова. В этом смысле боговдохновенность обладает созерцательной, а иногда даже ретроспективной природой.

При непосредственной боговдохновенности пророк может требовать уважительного отношения к его посланию, поскольку он получил его весьма необычным образом. Однако в интегрированной боговдохновенности пророк подчеркивает содержание послания. Данное содержание заметно для всех, кто имеет око, дабы узреть. Следовательно, интегрированная боговдохновенность не вещает об апокалиптических событиях, но может содержать обетования и предупреждения о будущем. Личность, которая переживает откровение посредством интегрированной боговдохновенности, не получает указания что-либо записывать. Напротив, послание обычно сначала звучит в устном провозглашении и только затем кем-нибудь записывается (провозглашения ветхозаветных пророков, формирование Евангелия). Интегрированная боговдохновенность связана с содержанием божественного послания, а не с тем, каким образом это послание было получено. Именно поэтому она имеет отношение к концепции истинной боговдохновенности. Содержание (res) Писания обладает своим собственным авторитетом вне зависимости от личности пророка или способа сохранения данной информации в письменной форме.

Боговдохновенность может испытывать не только отдельно взятая личность, но и сообщество людей. Определенные факты и их пророческое понимание могут породить новый язык веры в среде верующих (как это происходило, когда апостолы начали проповедовать о Христе после дня Пятидесятницы). Авторитет текста является результатом согласия, водворившегося вследствие воздействия Истины на веру группы верующих людей. В соответствии с этим, зарождение текстов Нового Завета и ранней церкви может восприниматься как одно действие, производимое Христом. Составление согласия веры, то есть того, во что верит община, может быть сознательным решением одного из членов группы. Поэтому в данном случае нет никакой нужды в сверхъестественном или экстатическом состоянии. Однако существует и иная точка зрения, в соответствии с которой человек, записывающий откровение, может считаться избранным для этого действия. Следовательно, есть три основные теории библейской боговдохновенности:

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz