СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

ВТОРОЙ ОТДЕЛ ПЕРВОГО ПЕРИОДА; АПОЛОГЕТЫ ХРИСТИАНСТВА И НЕПОСРЕДСТВЕННО СЛЕДУЮЩИЕ ЗА НИМИ ОТЦЫ (140-313 г.)

В то же время, чувствуя нужду в образовании, христиане отдавали своих детей и в языческие школы. «Нужда, - писал Тертуллиан, - извиняет обучающегося, так как иначе он не мог бы обучиться».

Но в недрах самой Церкви в эти века увеличиваются и внутренние ее враги: ереси и расколы вызывают на новые труды апологетов христианства и непосредственно следующих за ними отцов. Первыми такими ересями стали ереси иудействующих и гностиков.

Ереси иудействующих, произошедшие из смешения христианских понятий с иудейскими (узко-национальными) заблуждениями, вообще называются ересями эвионитскими, но не от имени ересеначальника Эвиона, как думали Ириней (Adu. haer. 1.1) и Тертуллиан (Praescr. haer. 10-11) и некоторые другие, а от еврейского слова эвион - бедный: или в смысле скудного понимания ими Закона Моисеева и веры в мессию бедного и уничиженного, или в смысле обозначения людей бедных, принадлежащих к низшему классу общества (Ориген Tom. XVI in Matth.; Contr. Cels. I. II; Евсевий H. E. I. Ill), или, по объяснению самих еретиков, в значении людей, добровольно несущих тяжесть бедности, предки которых положили свое достояние к ногам апостолов (Епифаний Contr. haer. I. XXX). Между ними различаются обыкновенные эвиониты и эвиониты-гностики. Первые (в Сирии и Палестине) признавали Моисеев закон сколь необходимым, столь и достаточным для спасения, называя христианское учение о троичности лиц в одном Боге многобожием, Иисуса Христа они считали простым человеком, рожденным от брака Иосифа с Мариею, но за добродетельную жизнь получившего во время крещения божественную силу вместе со званием пророка и Мессии. В христианстве они видели не более как проповедь о наступлении на земле чувственного, блаженного царства Израилева, которое при втором пришествии Христа должно было продолжиться на 1000 лет в восстановленном в прежнем блеске и величии со всею земною теократией Иерусалиме (см. Ириней Adu. haer. 1.1; Епифаний Contr. haer. I. XXX; Евсевий H. E. I. III).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz