|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Вторые (в Палестине, Греции и Египте), допуская, что Иисус Христос родился от Девы наитием Святого Духа (Ориген Contr. Cels. I. V; Евсевий там же) в Воплощении Его или признавали, как одни - сошествие на землю того чистого небесного Духа, который первоначально был вдохнут Богом в Адама, или как другие - еще и признавали в Мессии - всеведущем пророке и учителе - воплотившегося божественного Духа, Владыку всех Ангелов, образ Самого Бога, вечного Христа и видели в христианстве - не искупление рода человеческого от грехов и смерти крестною смертию Сына Божия, а только распространение в нем истинной первобытной веры, будто бы от века хранившейся между достойными израильтянами (Епифаний там же; особенно же лже-Климентовы Беседы). Из книг Нового Завета эвиониты принимали одно испорченное Евангелие от Матфея, известное под именем «Евангелия от евреев»; храня субботу и другие иудейские праздники, праздновали и дни воскресные в воспоминание Воскресения Христова, но, отвергая догмат об искуплении, не имели Таинства Евхаристии и лишь однажды в год совершали нечто подобное ему - в память Тайной Вечери Господа.. Что касается нравственно-практической области, то эвиониты второго толка, как своего рода гностики, соблюдали самое строгое воздержание, потому что материю считали самобытным началом зла и телесные потребности - свойственными тьме. Ереси гностические, представляющие смесь христианства с языческою философиею и верованиями Востока, разделяются также на два течения - гностицизм александрийский, проповеданный Василидом, Валентином и другими (преимущественно в духе греческого идеалистического пантеизма, т. е. естественно-натурального развития мировой жизни), .и сирийский, главными представителями которого были Сатурнин, Вардесан, Маркион из Понта и другие (преимущественно в духе восточного персидского дуализма). Общий характер этой религиозно-философской системы следующий: Бог представляется беспредельным и невыразимым, вечно покоящимся и заключенным в Самом Себе Существом,, первоисточником всякого бытия (впрочем, александрийские гностики, напротив, дерзали допускать постижимость и познаваемость Божества в отвлеченно-панте- истическом смысле отождествления Его с самим миром), из которого произошли посредством истечения (эманатизм) второстепенные Божеские существа, так называемые зоны, которые, разделяясь на три разряда, чем более отдалялись от своего начала, тем становились ограниченнее и слабее каждый в отдельности. Все они в совокупности назывались у гностиков плиромою, т. е. полнотою бытия. Вместе с Богом и совечно Ему существует материя, как особая сила и особое царство, противоположное духовному божественному царству света и добра, следовательно, источник тьмы и зла. По александрийским гностикам: это – грубый и безжизненный хаос (пустота), не способный к движению И самодеятельности (согласно с учением Платона о первобытной материи); напротив, по сирийским: это - самостоятельное и самодеятельное царство тьмы и зла, имеющее виновником и главою своим сатану (согласно с учением Зороастры об Аримане и его царстве). Соприкосновением и смешением этих двух сил, или царств - духовного и материального, и было положено начало происхождению видимого чувственного мира (откуда мир и зло в мире - исходный пункт и конечная цель гностицизма), притом - различным образом, исходя из свойств приписываемых материи. С точки зрения первых: крайний из эонов, по своей слабости, погрузился в материю и сколь сам омрачился от нее, столь равно и ей сообщил задатки жизни и движения, так что, став ограниченно добрым (ибо материя не могла покорить его совершенно) и стремясь восторжествовать над злом, он по воле Божией сделался демиургом, т. е. творцом, или точнее, образователем нашего мира. С точки зрения вторых: в начале злое царство материи под предводительством сатаны напало на божественное царство света, силою отняло у него одного или нескольких эонов, покорило их себе - злу и одного из них заставило вопреки собственной воле и воле верховного Бога создать наш мир, заключив дух в материю, как в темницу. Далее происходит: в первом варианте - Бог, помогая демиургу в управлении миром и желая, чтобы дух торжествовал над материей, внушал через него людям, полезные установления, в частности дал израильскому народу Закон и наконец послал в мир одного из высших эонов - Мессию Христа, чтобы научить людей побеждать плоть и указать им путь к возвращению в божественную плирому; во втором варианте - как создание демиургом видимого мира, так и все, что было установлено между людьми до времени христианства, представляется внушением сатаны, который хотел всеми этими средствами удержать в.своей зависимости часть божественного духа, похищенную из плиромы, наконец Верховный Бог посылает в мир одного из первых своих эонов - Христа, чтобы разрушить царство демиурга, победить князя мира сего и сообщить людям истинное ведение (гносис). |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster