|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Кем же представлялся гностикам Иисус Христос? Считая Его Существом Божеским, они все же не допускали возможности соединения духа - начала доброго с плотию - началом злым; отвергали в Нем внутреннее и действительное ипостасное (личное) соединение двух естеств: по одним из них (докетов, отвергавших потому и Евхаристию) - Христос являлся и страдал только в призрачном теле; по другим (большей части александрийских гностиков) - Он соединился при Крещении со святым человеком Иисусом, которого во время страдания оставил, так как целью Его прихода на землю все гностики полагали собственно не искупление человечества от грехов, а лишь научение истинному ведению и указание наилучшего примера жизни. В нравственном отношении все гностики отличались строгим аскетизмом, так как по их учению спасение достигалось порабощением плоти и воздержанием от всех чувственных наслаждений. Впрочем, впоследствии многие из гностиков, оставляя воздержание и все добродетели,- как внешние и обрядовые учреждения - христианам низшего разряда, душевным и плотским (для которых по самой их природе невозможно полное спасение и которые навсегда останутся вне плиромы - в царстве демиурга), сами, как люди духовно-совершеннейшие, стало быть, того же разряда, что и духи, стали смотреть на плотские грехи безразлично и предавались пьянству и необузданному распутству под тем предлогом, что это способствует ослаблению тела и самоочищению духа (предшественники детерминистов, отрицавших свободу человеческой воли и как бы предопределявших одних людей к высшему совершенству и блаженству, других - к вечному неведению и страданиям). Очистившиеся таким образом души возвращаются в плирому, другие же подвергаются новому очищению через ряд переселений. Когда все избранные души перейдут в горний мир зонов, тогда и материя - все вещественное и плотское - возвратится в свою первобытную пустоту (у александрийских гностиков) или это царство тьмы и зла погибнет от внутренних раздоров (у сирийских). Таким образом, все должно быть восстановлено в свое изначальное состояние. |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster