СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

ВТОРОЙ ОТДЕЛ ПЕРВОГО ПЕРИОДА; АПОЛОГЕТЫ ХРИСТИАНСТВА И НЕПОСРЕДСТВЕННО СЛЕДУЮЩИЕ ЗА НИМИ ОТЦЫ (140-313 г.)

Вслед за ересями иудействующих и гностиков появились ереси, выросшие уже собственно на христианской почве, хотя и развившиеся в том же дуалистически-рационалистическом духе и по отношению к Лицу Христа Спасителя признававшие невозможным непосредственное и действительное общение между Существом неограниченным, беспредельным и существами ограниченными, конечными, т. е. между Богом и человеком - и, следовательно, отрицавшие истинность и полноту Боговоплощения и самое Таинство домостроительства нашего спасения. Среди них - ереси так называемых монархиан, или унитариев - лжеучителей, восстававших против главнейшего и основного догмата христианства с Святой Троице. Не довольствуясь просто верою в Откровение об этой высочайшей тайне и отважившись исследовать ее по началам разума, эти лжеучители открыли мнимое противоречие в допущении единства и вместе троичности в Божестве и потому пришли к признанию в Боге только единства и отрицанию в Нем троичности Лиц.

Отметим , главного представителя партии эвионейских монархиан - Павла Самосатского, епископа: Сирийско-Антиохийского, который, как ему представлялось, во имя божественного единачалия, вздумал отвергать Божество сверхъестественно воплотившегося Сына Божия, а также и Святого Духа. Он учил: «Отец, Сын и Святой Дух одно Лицо; Христос есть Логос - ум, мудрость. Эта премудрость соединилась с человеком Иисусом при крещении, и потому-то Христос, Сын Божий, учил истине, творил чудеса». На том же основании Праксей, живший при Марке Аврелии, и Ноэт - оба из Смирны, и позднее Савеллий, уроженец Ливий, пресвитер Птолемаидский, главный представитель партии патрипассианских монархиан, не хотели допускать вечного и самостоятельного, т. е. личного бытия Сына Божия и Святого Духа. По представлениям Савеплия: «В Божестве - одно Лицо и одно существо. Сын и Святой Дух - внешние вырази- 4 тела Отца, как абсолютной и бесконечной монады, или единицы5, проявляющие Его соответственно нуждам и потребностям мира и человечества. Результатом деятельности божественного Логоса в образе Духа Святого будет возведение людей до последней и возможной для них степени нравственного совершенства, а вместе с тем - улучшение всей твари и возвращение ее в первобытное состояние. С достижением этого существование мира кончится - все возвратится и погрузится в Бога и будет снова одна абсолютная монада».

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz