СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

ВТОРОЙ ОТДЕЛ ПЕРВОГО ПЕРИОДА; АПОЛОГЕТЫ ХРИСТИАНСТВА И НЕПОСРЕДСТВЕННО СЛЕДУЮЩИЕ ЗА НИМИ ОТЦЫ (140-313 г.)

которые, владея богатым запасом исторических и философских знаний и искусством их логической и литературной обработки, могли смело выступать перед судом языческого (равно как и иудейского) мира, доказывать несравненное превосходство веры и жизни христианской перед всяким другим учением и образом жизни и постепенно пролагать путь к окончательному торжеству Евангелия.

В это время было три главных богословских школы. 1. Александрийская, вначале так называемая катихизическая - огласительная, по преданию, основанная, самим евангелистом Марком. Она отличалась более выраженным теоретическим - идеально-созерцательным направлением. Ее знаменитыми представителями являются Климент и Ориген. Святой Григорий Чудотворец в своем прощальном похвальном Слове Оригену подробно описывает курс учения, выслушанный им вместе с другими у этого учителя (см. далее отдельный очерк об Оригене). 2. Североафриканская, во главе которой стояли Тертуллиан и святой Киприан - первые латийские писатели. Она отличалась более прагматическим, рассудочноположительным направлением. 3. Малоазийская, с ее яркими представителями - святым Иринеем и учеником его Ипполитом (действовавшими также на Западе). Она стояла посередине между вышеупомянутыми школами и преследовала библейское, так сказать, примирительное направление, и потому оставалась свободною от всяких еретических увлечений, которых не были чужды первые: александрийская - по склонности к своего рода гностицизму: африканская же - по склонности к мойтанизму (например в лице того же Тертуллиана).

Кроме трех названных, известны еще другие богословские школы, которые не отличались каким-либо особенным направлением и - или вообще не достигли широкого развития, или достигли его уже в последующие времена. Таковыми являются: 4) римская, основанная святым Иустином - философом и мучеником; 5) кесарийская - в Палестине, основанная Оригеном в 233 г., когда он удалился сюда из Александрии, и после него покровительствуемая святым мучеником Памфилом (f 307); 6) иерусалимская, подобная той, какою была в своем начале александрийская, поддержанная другом и товарищем по образованию Оригена - епископом Александром; 7) антиохийская, открытая или, вернее, благоустроенная (ок. 282 г.) святым Лукианом, славным по учености пресвитером и мучеником за веру при Максимине, и обнаружившая свой особенный характер в IV веке.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz