СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Об обрезании

Господь повелел, чтобы обрезание было (обрезанием) не плоти (только); а они преступили (положившись на одну внешность обрезания, как на непременный залог спасения), потому что лукавый ангел обольстил их. Господь говорит им - и здесь я вижу (установление новой) заповеди: не сейте между тернами. Обрежьте себя для Господа (Иер. 4,3-4). И что далее? - обрежьте жестокосердие ваше и выи вашей не ожесточайте (Иер. 7,26). Смотри, вот еще говорит Господь: ибо есе эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем (там же 9,26). Ты скажешь: народ обрезан в запечатление (Завета). Но (обрезываются) и всякий сириянин, и аравитянин, и всякие жрецы идолов, что же: и они принадлежат к их Завету (т. е. к Завету народа иудейского)?

Узнайте же, дети любви, обо всем обстоятельно: Авраам, который первый ввел обрезание, обрезывал, ясно предвзирая духом на Иисуса и приняв (в откровении) догматы трех букв. Писание говорит: и обрезал Авраам из дому своего мужей (Быт. 17,27) восемнадцать и триста (там же 14,14). Какое же в этом дано было ему знание? Заметьте, что прежде сказано: восемнадцать, а потом, спустя некоторый промежуток, (прибавлено): триста. Восемнадцать (по начертанию): вот тебе Иисус! А так как крест в форме трехсот должен был получить благодать, то прибавлено: и триста - Т. Таким образом, первыми двумя буквами он предуказывает Иисуса, а одною последнею - крест [трехконечный - у святого Климента (Клим. Ал. Strom. I. VI) и по описаниям Иустина мученика (Dial. Cum. Triph.) и Тертуллиана; по описанию же святого Иринея (Adu. haer. I. II.) крест был пятиконечный]. Он (Авраам) знал, что неотъемлемый дар Своего Завета (Господь) положил в нас. Никто не получил от меня столь подлинного изъяснения, но вы - достойны этого.

Гл. XI-XII. Исследуем теперь, угодно ли было Господу предъобъявить о воде {крещения) и о Кресте. Так относительно воды написано об Израиле, что они не примут крещения, приносящего оставление грехов, но устроят себе (иное). А именно пророк говорит: Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер. 2,12-13). Равным образом, у другого пророка говорится: И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так - нечестивые, [не так]: но они - как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс. 1,3-6). Поймите, что здесь (пророк) изобразил вместе и воду и крест. Собственно он говорит: блаженны те, которые, возложив надежду на Крест, сошли в воду (крещения); ибо, что касается награды, говорит (Господь), то Я воздам ее во время свое - т. е. тогда. Что же касается настоящего, то что Он говорит? Лист (их) не вянет, т. е. всякое слово, которое выйдет от вас через уста ваши с верою и любовью, послужит многим и к обращению, и в надежду. И еще другой пророк говорит: и приведу их в почет и именитость на всей этой земле (земле Иакова) поношения их (Соф. 3,19). Земля Иакова - т. е. сосуд Духа Его, который Он прославит. Что еще говорит (Писание)? И бе река исходяща от страны десная, и взыдоша из нея древа красная, и кто ни станет есть от них, будет жить во век (Иез. 47,1-12).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz