СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О единстве Церкви и условиях этого единства

Таким образом, для святителя Киприана выражения: быть в единении со Христом, в единении с Церковью, в любви - одно и то же, как и, с другой стороны, одно и то же означают выражения: быть вне единения с Церковью, вне единения со Христом, вне любви, вне надежды на спасение.

Далее в развитие мысли о единстве Церкви святитель Киприан говорит о том, что Церковь едина и она, естественно, имеет средоточие своего единства. Так же как и Игнатий Богоносец, Киприан полагает его двояким: внутренним - невидимым и внешним - видимым. Первое составляет Сам Иисус Христос как Основатель и Глава Церкви, верховный Пасгыреначальник и Председатель ее, от Которого проистекает и к Которому возвращается вся жизнь Церкви (по сильному выражению Василия Великого - «единый и истинно единственный»). Второе - в каящой частной Церкви - ее епископ, как наместник Христа и апостолов, а во всей Вселенской Церкви - собор епископов (которые через преемственное посвящение занимают место апостолов - Письма 54 к Флоренцию, 62 к Магну) с подчиненною им иерархией. О первом средоточии Кипри- ан пишет:

Сам Господь напоминает в Своем Евангелии и поучает нас, говоря: и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10,16). Кто же подумает, что в одном месте могут быть или многие пастыри, или многие стада? (О единстве Церкви).

Это самое представляется и в Таинстве Чаши (евхаристической). Так как Христос, понесший на Себе грехи наши, понес всех нас, то ясно, что водою означается народ, а вином - Кровь Христова. Смешение в Чаше воды с вином показывает союз народа со Христом, верующих с Тем, в Кого веруют. Вода и вино после смешения в Чаше Господней так неразрывно и тесно соединяются между собою, что не могут отделяться одно от другого; так точно ничто не может отделить от Христа Церкви, т. е. народа, составляющего Церковь, твердо и непоколебимо пребывающего в вере и связанного всегдашнею, нераздельною любовью. Равно и Телом Господним не может быть не одна мука и не одна вода, но то и другое, соединенные в составе одного хлеба. И здесь таинственно изображается единение народа. Ибо как многие зерна, вместе собранные, смолотые и замешанные, образуют один хлеб, так точно образуют одно и то же тело

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz