СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Об истинном Божестве Христа Спасителя

В рассуждении изречений, ныне (кроме уже рассмотренных) представляемых ими из Евангелий, разумение их оказывается неосновательным, сие удобно можно видеть, если и теперь особенно обратимся к цели нашей христианской веры и, приняв ее для себя за правило, будем, как сказал апостол, внимательны к чтению богодухновенного Писания (1 Тим. 4,13), Ибо христоборцы, не уразумев сей цели, совратились с пути истины и преткнулись о камень преткновения (Рим. 9,33), мудрствуя более, нежели должно мудрствовать. Итак, цель сия и отличительная черта святого Писания, как неоднократно говорили мы, - возвестить нам о Спасителе две истины: что Он всегда был Бог и есть Сын, будучи Словом, сиянием и Премудростью Отца, и что ради нас, приняв на Себя плоть от Девы Богородицы Марии, соделался человеком (Слово 3 на ариан).

Таким образом, христианская религия есть не просто союз человека с Богом, но союз восстановленный. Первая истина в этой религии есть истина о падении человека, о том глубоком повреждении человеческой природы, по которому люди падшие не в состоянии спастись своими собственными силами, но имеют для этого нужду в Божественной помощи, -для них необходимо нравственное воссоздание их существа, восстановление образа Божия, служившего основанием и для первобытного союза Бога с человеком. Но кто же мог произвести это воссоздание и восстановление, если не Сам Бог, если не Слово Божие, Которым мы созданы и в Котором (как в образе Бога Отца) причастны образу Божию? С другой стороны,; если Иисус Христос по природе Своей создан и есть только усыновленный Сын Божий, то мы в Нем не воссозданы; если же мы в Нем не восстановлены, то чужды Ему, и Он чужд нам, и Его учение есть для нас учение простого учителя, каковы Давид, Соломон, Моисей, все пророки и апостолы.

Мы говорим, что преложить тленное в нетление не иному кому принадлежало, как Спасителю оного и в начале сотворившему вселенную из ничего, что в людях снова воссоздать образ Божий не иному кому было свойственно, как Отчему Образу, что смертное воскресить бессмертным не иному кому было свойственно, как источающему жизнь - Господу нашему Иисусу Христу, что научить об Отце, упразднить же идольское служение не иному кому принадлежало, как приводящему в благоустройство вселенную - Слову, единому, Единородному, истинному Отчему Сыну. Так как надлежало наконец заплатить долг, лежащий на всех, ибо (по сказанному выше) должны были все умереть, что и было главною причиною Его пришествия, то после того, как доказал Он Божество Свое делами, приносит наконец и жертву за всех, вместо всех предавая на смерть храм (т. е. плоть) Свой (и в этом главное нашей веры!), чтобы всех соделать свободными от ответственности за древнее преступление, о Себе же, в нетленном теле Своем явив начало общего воскресения, доказать, что Он выше и смерти (Слово о Воплощении Бога Слова).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz