|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Общее суждение отцов и учителей Церкви о Воплощении Сына Божия как средстве нашего искупления Признавая употребленное Богом средство для нашего искупления именно таким, святые отцы и учители Церкви не утверждали, однако, что это чрезвычайное средство было безусловно необходимым для цели, и что Всемогущий иначе не в состоянии был спасти человека: мог Он и иначе спасти нас, но из всех возможных к тому средств Он избрал самое лучшее. Бог, и не приходя вовсе в мир, мог сказать только еловой разрешить тем клятву. Но надо иметь в виду полезное для людей, а не то принимать в рассуждение, что Богу все возможно (Слово 2 на ариан). Вслед за тем святой отец развивает мысль, что если бы Бог, по могуществу Своему, одним словом разрешил клятву и простил людям грехи, то это, конечно, показало бы могущество Его, но было бы вредно людям. Они не разучились бы грешить и вскоре пали бы снова, тогда опять надлежало бы их прощать и не было бы конца таким прощениям, - а люди все становились бы хуже и хуже. Всегда согрешая, они всегда имели бы нужду в прощении и никогда не были бы освобождены от грехов и их пагубных следствий. Одним покаянием людей не была бы соблюдена справедливость в отношении к Богу. Притом покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи. Так как люди, вследствие предшествовавшего преступления, однажды сделались подвластными естественному тлению, то бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область, от которой и прежде не было далеким, и, заимствовав у нас тело, подобное нашему, - потому что все мы были повинны тлению смерти - за всех предав оное смерти, приносит Отцу. И это совершает Оно по человеколюбию для того, чтобы, с одной стороны, поскольку все умирали, закону об нетлении людей положить конец тем, что власть его исполнилась на Господнем теле и не имеет уже места в отношении подобных людей; а с другой стороны-людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатью воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем (Слово о воплощ. Бога Слова; ср. Григорий Богослов Слово 19; Григорий Нисский Большое огласительное Слово; Августин I. XIII; и др.). |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster