СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Об истинном человечестве Христа Спасителя

Со смертью императора Валента (378 г.) ариане потеряли всякое значение в христианском обществе, хотя еще и оставались. Преемник Валента Феодосий Великий в 381 г. издал два указа, в которых повелел отобрать у ариан все церкви и отдать православным, а в 388 г. вновь применил к ним самые строгие меры. После этого римская империя совершенно очистилась от ариан, остававшихся надолго лишь у диких народов - готов, вандалов и некоторых других.

Еретики IV века были истинными предшественниками современных лжеучителей, и превосходные доводы святителя Афанасия, направленные против ариан, применимы и против позднейших их последователей. Впрочем, между древним - первоначальным арианством и новейшими мнениями, называемыми арианскими, различие состоит в том, что если первое, перенося во внутреннюю сферу Божества понятия сотворенности и иносущия и смешивая жизнь Божественную с тварною, как бы возвращалось снова к языческому обоготворению твари - многобожию, то вторые скорее ведут к иудейскому или магометанскому монотеизму.

Об истинном человечестве Христа Спасителя

Святитель Афанасий рассуждает о человечестве Иисуса Христа, возражая учению аполлинаристов в своих «Книгах против Аполлинария» и «Послании к Эпиктету», говоря, что в Лице нашего Спасителя ни Божество не изменилось в человечество, ни человечество в Божество; что плоть Его была плоть истинно человеческая, принятая во чреве Девы Марии, что Слово, приняв в Свое ипостасное, личное, единство человеческую природу, не заменяло Собою разумной души.

Напрасно лжеумствуют ариане, предполагая, что Спаситель воспринял на Себя одну плоть, которая будто бы и служила Ему к прикрытию Божества, и понятие страдания нечестиво перенося на бесстрастное Божество. [Ибо невозможно, чтобы, совершенно не познав преискреннего и истинного рождения Сына от Отца, не имели они погрешительной мысли и о пришествии Сына во плоти

(Слово 1 на ариан)]. Напрасно и аполлинарисгы, мудрствуя подобно им, утверждают, что Христос употребил в дело извне облекающий, составный образ (одушевленную, но неразумную и не имевшую самостоятельности плоть), вместо же внутреннего в нас человека (разумной души или ума) во Христе - небесный ум. (Ибо ни одушевленное тело не есть еще совершенный человек, ни небесный ум не есть еще Бог. Тело называется одушевленным, с которым понятие души соединяется как нечто самостоятельное. Тело же человека называется телом, а не душою, и душа человека называется не телом: отлично одно от другого, т. е. дух от тела.) Посему- то, продолжают ариане, Христос будто бы показал в Себе только по подобию обновление плоти, действительное же обновление того, что мыслит в нас, каждый сам показывает в себе через подражание, уподобление и воздержание от греха. Нет, единение плоти с Божеством Слова (не слитное, хотя и неразрывное) произошло в матерней утробе: потому что Слово, снисшедшее с небес, из утробы восставило Себе плоть, не предсуществовавшую до снисшествия Слова или до Богородицы Марии, Которая одна происходит от Адама и ведет род от Авраама и Давида, вместе с обрученным ей Иосифом:

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz