СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Об истинном человечестве Христа Спасителя

Так тело Слова было совершенно подобно, тожественно нашему телу и заимствовано Им от Девы не иным каким-либо способом, но естественным рождением, чтобы по естеству было оно тело и также по естеству неотлучно было от Божества Слова. Так Сам Бог, соделавшись человеком, не превратился в человеческий образ и не призрачный показал только вид, пренебрегая бытием человеческим (иначе - пришлось бы Все домостроительство страдания, смерти и Воскресения назвать одним призраком), но сущий . по естеству Бог рождается человеком, то и другое естество будет единый; по Всему совершенный, показавший естественное и самое истинное рождение. Так же точно произошла и смерть; тело приняло ее по естеству, а Слово потерпело по изволению, и свободно собственное Свое тело предало на смерть чтобы и пострадать за нас естественно и воскреснуть ради нас Божески (другими словами, Богом во плоти Его, т. е. Христом совершено страдание, а не Бог страдал во плоти), - причём Божество так же, как не оставило тела во гробе, которое поэтому и явило нетление, так и не отлучилось от души в аду, которою Слово и совершило сошествие туда, согласно сказанному пророком: ибо Ты не оставить души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс. 15,10). Не исповедующие, что Господь наш Иисус Христос есть един от Бога и человека по написанному в Евангелии: пусть скажут, как представляют себе в образе Божием сущего Бога и принявшего на Себя образ раба (Флп. 2,5-7), или как разумеют сказанное: И Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин. 1, 14)? Ибо сказавший:

Слово стало плотию, сказал также, что Христос душу Свою предал за нас. Разумеют ли претворение в плоть или уподобление душе, так что как бы Слово претерпело изменение? Или представляют, что Слово произвело мечтательное явление человеческого образа, как утверждают в заблуждении своем другие еретики? Но сего не дозволяет апостол, ясно сказав, кто и что принял. Ибо как под образом Божиим разумеется полнота Божества в Слове, так под образом раба признается умное естество и членораздельный состав существа человеческого, так чтобы при речении было (там же 1,1), разумелось Слово, а при речении стало (там же 1,14), признавались плоть и душа, что называется образом раба, неким умопредставляемым умным существом. Посему-то умерший человек называется не имеющим вида и весь разрушается, как скоро разлучается с телом душа, естество которой неразрушимо. Посему Павел представляет свидетельство об умном естестве, а Иоанн - о членораздельных признаках тела, оба же возвещают все таинство домостроительства. Ибо явно, что Бог Слово, сущий до пришествия во плоти, не человек был, но был Бог у Бога, невидимый и бесстрастный. Посему именование Христос употребляется не в отдельности от плоти, потому что за именем сим следуют страдания и смерть, как пишет Павел: что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых (Деян. 26,23), и в другом месте говорит: Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор.5, 7), и человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1 Тим. 2,5-6).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz