|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Говорит же не потому, что Христос не Бог, но потому что Он и человек. Почему и сказано: помни Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых (2 Тим. 2,8). Посему-то Писание сближает то и другое имя указанием на бытие, как невидимо умосозерцаемого и истинно сущего Бога, так видимо осязаемого и истинно существующего человека, и не разделением лиц или имён, но естественным рождением и неразрывным единением, чтобы, когда истинно исповедуется в Нем страдание, истинно был исповедуем один и тот же - и удобостраждущим и бесстрастным. Поэтому как Слову, сущему Богу, соделаться Христом, прежде нежели со делалось Оно человеком? Если имя Христос есть собственное имя Божества в отдельности от плоти, то должно быть прилагаемо и к Отцу и к Святому Духу: тогда и страдание будет общим, как утверждают Некоторые заблуждающиеся. Или разве скажете, что Сам бесстрастный и бесплотный Бог Слово и до Воплощения и вочеловечения был доступен страданию и смерти? И как Сын, единосущный Отцу и нераздельный с Ним по Божескому естеству, будучи непреложен и неизменен, мог бы быть назван удобостраждущим, если бы несоделался человеком, приняв на Себя в девической утробе целый образ человеческого состава, чтобы Ему и быть человеком в страдании, и быть непреложным как Богу? Посему-то было и помазание. Не Бог имел нужду в помазании, и не без Бога также совершилось помазание; но Бог и совершил помазание, и принял помазание в теле, способном принять его. Из сего явствует, что Слово не без плоти человеческой соделалось Христом, и не Само Себя уделило в явление плоти или подобие души; но пребывая, чем было, приняло не лишенный бытия образ раба, несомненно являемого - как написано и объяснено - в страдании, воскресении и целом домостроительстве. Таким образом, нечестиво и не созданную (как бы небесную и ставшую единосущною Самому Слову) плоть называть удобостраждущею и удобостраждущую плоть именовать несозданною; нечестиво думать, что сотворенное естество человечества не по единению со Словом стало Его собственностью, но совечно Ему и по тожеству естества равно естеству Божию. Ибо Господь ясно показывал, что имеет и плоть, и кровь, и кости, и душу, которая скорбит, возмущается и печалится (Мф. 25, 37; Ин. 12,27). Но никто не скажет, что это в естестве Божества; сделалось же сие по естеству собственным Богу, когда Слово благоволило принять человеческое рождение и создание Свое, расслабленное грехом, тлением и смертью, восстановить в Себе в обновленном образе. Посему осуждение греха сотворил Он на земле, отменил клятву (проклятие) на древе крестном, избавил от тления во гробе, разрушил смерть в аду, пройдя всюду, чтобы совершить спасение всего человека, показав в Себе Образ нашего образа. Ибо какая была потребность Богу рождаться от жены, Творцу веков Возрастать с продолжением времени и исчислять Себе годы и еще претерпеть Крест, гроб и ад, которым мы подпали, если бы не нас взыскал Он, нас оживотворяя Воспринятием на Себя нашего образа, нас призывая к уподоблению и подражанию совершенному Образу? |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster