СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Об истинном человечестве Христа Спасителя

Ибо невозможно было, чтобы разумное и духовное естество, согрешившее добровольно и подвергшееся осуждению смерти само себя возвратило в свободу.

Слово соделалось плотию, - продолжает святитель, - не для того, чтобы Слову не быть уже Словом; но чтобы Слову быть во плоти, т. е. чтобы Слову и всегда быть Словом, и иметь плоть, в которой Бог Слово принял в образе человеческом страдание и смерть, снизойдя до гроба и ада, в которой совершил Он и воскресение из мертвых, представив доказательство плоти, крови и души в собственной и нераздельной плоти, по написанному, от семени Давидова, чтобы совершилось примирение Бога с человеком и Освобождение целого человека произведено было человеком в обновлении Образа Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа. Если же не можете указать иного места, кроме гроба и ада, из которых человек освобожден совершенно, потому что Христос освободил нас в Своем, подобном нашему, но совершенном и самом истинном Образе, то почему же утверждаете это, как будто человек не примирен еще с Богом? Для чего приходил Спаситель? Или бессилен был освободить целого человека? Или погнушался умом, однажды согрешившим? Или убоялся, чтобы Самому не стать причастным греху, если Он - Бог- соделается совершенным человеком? Но грех не в естестве, а в деятельности человека («Душа и ум не есть грех», - говорит и святой Григорий Нисский); Воплощение же Слова, совершившееся сообразно с Божиим естеством (без плотских желаний и человеческих помыслов, а то напрасно была бы чтима память Марии), соделалось недоступным тому, что делается еще по нашему обветшанию в нас. Иначе как бы воздал Христос искупительную цену за целого человека? Или как держава смерти потерпела бы совершенное разрушение, если бы согрешившее по разумению, т. е. душу, Христос не соделал в Себе безгрешной?

Или какое было бы благодеяние людям, если бы Господь явился не в тожестве бытия и не в обновлении естества, как говорит апостол: имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам (Евр. 10, 19-20), по сказанному: Я есть путь и истина и жизнь (Ин. 14,6)? Потому-то - где истлевало человеческое тело, там Иисус попускает положить и собственное Свое тело; и где душа человеческая удерживаема была смертью, там Христос показывает, что и Его душа есть человеческая, чтобы Ему и как человеку не быть удерживаемым смертью, и как Богу разрушить державу смерти, чтобы где посеяно было тление, произросло там нетление, чтобы где царствовала смерть, там Ему бессмертному, представ в образе души человеческой, явить бессмертие, и таким образом соделать нас причастниками Своего нетления и бессмертия в надежде воскресения из мертвых, по написанному: тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие (1 Кор. 15,54); и еще: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так единым человеком, - Иисусом Христом благодать воцарилась через праведность к жизни вечной (Рим. 5,12; 21). Чтобы в том же естестве, в котором произошло преуспеяние греха, совершилось и явление правды, и таким образом, по освобождении человеческого естества от греха, разрушены были дела диавола, и прославился Бог, соделывающий нас сотелесниками и сопричастниками Христовыми (Еф. 3,6)- богоносными и совершенными. Отсюда в Иисусе Христе и две воли: Божеская и человеческая, и последняя, подобно первой, как мы отчасти видели уже, была в Нем не только свободна от всякого греха, но по причине их ипостасного единения и совершенно не способна к греху.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz