СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Об истинном человечестве Христа Спасителя

А по силе общения свойств, основывающегося на этом единоличии, можно говорить, нисколько не погрешая против истины, что Бог претерпевал поношения, Бог был распят, также как и человека Христа (но не человечество в Нем) можно и должно называть Богом. Если в Евангелиях говорится, что возмутился духом Иисус, то Господь, очевидно, указывает на ум, сказав: душа Моя теперь возмутилась (Ин. 12,27). Если же Господь изъявляет помышление Своей души, то делает сие по сочувствию с нашею душою, чтобы таким образом уразумели мы, что Его это страдание, и исповедали Его бесстрастным. Ибо как искупил Он нас кровью плоти Своей, так помышлением души Своей одерживает за нас победу, говоря: Я победил мир (там же 16,33). И в другом месте сказано: даровавшему нам победу (1 Кор. 15,57). Но кровь Христова признается у благочестивых не какою-либо обыкновенною, какова она для неверующих, но спасительною; так и сказанное помышление Христово не человеческою немощью обложено, но изъявляет Божеское естество. Таким образом, Христос именуется совершенным Богом и совершенным человеком не потому, что Божеское совершенство переменилось в совершенство человеческое (что нечестиво), не потому, что в Нем признаются отдельно два совершенства (что чуждо благочестию), и не по преуспеянию в добродетели и присвоению правды (да не будет сего!), но по полноте бытия, да будет то и другое - единый, по всему совершенный, вместе Бог и человек, чтобы произведено было совершенное спасение целого человека - и разумной души его, и тела, и совершенно было воскресение, и домостроительство совершено было в явлении всей полноты и совершенства. Да и невозможно было в искупительную цену дать одно вместо другого; напротив, , дал Он тело за тело и душу за душу, совершенное бытие за целого человека, и что претерпевало человеческое тело Слова, то соединенное с ним Слово относило к Себе чтобы мы могли приобщиться Божеству Слова, ибо Божие достоинство сделалось достоинством человеческим, чтобы человеческое достоинство признаваемо было достоинством Божиим. Так Один и Тот же страдал и не страдал; страдал, потому что страдало Его собственное тело и был Он в страждущем теле, и не страдал, потому что Слово, сущее по естеству Бог, бесстрастно.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz