|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
О природе человека и его нравственной свободе И, в частности, говоря о человеке, святой Ириней любил проводить параллель между созданием и воссозданием его, подробно описывая самую природу человеческую в опровержение гностиков, которые предполагали между людьми естественные и существеннейшие различия и, как об этом говорилось выше, разделяли всех людей на три рода: плотских, душевных и духовных. О первых говорили, что они от природы неспособны к истинному знанию (гносису) и злы; о последних - напротив, что они от природы совершенны в знании и жизни, так что не могут оскверниться и в том случае, когда предаются порокам и преступлениям; а о вторых, средних, что они могут более или менее возвышаться до последних и унижаться до первых - и в знании, и в жизни, смотря по тому, к какой стороне захотят присоединиться. (Вообще говоря, у одних из гностиков добро и зло в нравственном порядке вовсе не существуют, у других же - добро и зло смешиваются с природным несовершенством твари - Кн.Хгл. 6 п. 2-3). Обличая их, святой Ириней утверждает, что природа у всех людей одна и та же, и раскрывает при этом учение о нравственной свободе человека, не только первозданного, но и падшего, которою обусловливается ценность и притягательность для нас добра и общения с Богом, - ближайшая цель творения человека! - и неизбежном для него, лишь постепенном, соединенном с изменчивостью, духовно-телесном совершенствовании до богоподобия в качестве тварного (притом поврежденного) образа Божия. Впрочем, и вообще развитие и изменчивость мира служит свидетельством не недостатка его, а только отличительным признаком его - как творения, бытия не самостоятельного. Кн., IV гл. 20 п. 7. Бог изначально сотворил человека свободным, имеющим свою власть, также как и свою душу, (чтобы) добровольно исполнять волю Божию, а не по принуждению от Бога. Ибо у Бога нет насилия, благая же воля всегда присуща Ему. И потому - Он всем дает благой совет; но положил в человеке свободу выбора - так же как и в Ангелах, ибо Ангелы также разумны, - чтобы повинующиеся, по справедливости, обладали благом, которое хотя дано Богом, но соблюдается ими самими. А не повинующиеся по справедливости не окажутся обладающими благом и получат заслуженное наказание; потому что Бог, по благости Своей, даровал благо, но сами они не соблюли его тщательно и не считали его драгоценным, но презрели Его превеличайшую благодать. Посему, отвергая и как бы отталкивая благо; они все справедливо подвергнутся праведному суду Божию, о чем и свидетельствует апостол Павел в Послании к римлянам, говоря: Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? и пр. (Рим’ 2,4). Итак, Бог даровал благо, как и апостол свидетельствует в том же Послании, и делающие доброе получат славу и честь, потому что делали доброе хотя могли не делать оного; а не делающие подвергнутся праведному суду Божию, потому что не делали доброго, тогда как могли делать оное. А если бы некоторые по природе были добры, а другие злы, то ни добрые не заслуживали бы похвалы, ибо они таковыми устроены, ни те не были бы достойны порицания, ибо они так созданы. Но поскольку все одной и той же природы и могут соблюдать и делать доброе, а с другой стороны - могут опускать и не делать его, то, справедливо, у людей; пользующихся благими законами, тем более у Бога, одни восхваляются и получают достойное одобрение за избрание добра и пребывание в нем, а другие порицаются и подвергаются достойному осуждению за отвержение доброго и благого. И потому пророки увещали людей поступать справедливо и делать добро (как я пространно показал), потому что это в нашей власти, но по крайней небрежности мы забыли • это и нуждаемся в благом совете, который благой Бог и даровал нам через пророков. Поэтому и Господь говорил: Так да светит свет ваш пред людьми и т. д. (Мф. 5, 16). Все это показывает, что человек имеет свободу и что Бог внушает совет, увещая нас к покорности и отклоняя от неповиновения Ему, но не принуждая. И если кто не захочет следовать самому Евангелию, это в его . власти, но не полезно ему. Ибо во власти человека не повиноваться Богу и не делать доброго, но это причиняет ему немалый вред и зло. И поэтому Павел говорит: все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12 и 10, 23), показывая и свободу человека - потому и все позволительно, так как Бог не принуждает его; и предупреждая о последствиях - чтобы мы не злоупотребляли свободою для прикрытия зла, ибо это не полезно. Если бы не в нашей власти было делать это или не делать, то какое основание имел апостол, и еще прежде Сам Господь, давать увещание -нечто делать, а от иного воздерживаться? Но поскольку человек изначально имеет свободную волю, как и Бог, по подобию Которого он создан, имеет свободную волю, то всегда ему дается совет соблюдать доброе - что исполняется чрез повиновение Богу. И не только в делах, но и в вере Господь сохранил свободу и самовластие человека, говоря: по вере вашей да будет вам (Мф. 9,29) и показывая, что вера принадлежит человеку, так как он имеет свою собственную волю... Потому для нас Господь все это допустил, чтобы мы, всем наученные, были во всем предусмотрительны по отношению к будущему и пребывали во всякой любви к Богу, разумно наученные любить Его; ибо Бог явил Свое великодушие (даже) в деле падения человека, а человек был научен чрез это, как и пророк говорит: накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя (Иер. 2,19); и Бог все предопределил для совершенства человека, для его назидания и открытия ему Своих распоряжений, дабы и благость явилась, и правда совершилась, и Церковь устроилась по образу Сына Его, и наконец человек некогда созрел, через это делаясь способным к видению и обнятию Бога. |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster