СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О природе человека и его нравственной свободе

Кн. IV гл. 38 п. 1 и 3. Если же кто скажет: что же, разве не мог Бог изначально представить человека совершенным? - то пусть знает, что Бог всегда один и тот же - безначален и относительно Его Самого все возможно Ему. Сотворенные же (существа), поскольку они впоследствии получили свое начало, постольку должны быть меньше Того, Кто создал их; ибо не может быть несотворенным то, что произошло лишь недавно. А так как они не суть несотворенные, то и не имеют совершенства. Как недавние (существа), поэтому они и находятся в состоянии младенческом, а потому не обучены и еще не упражнены в отношении к совершенному образу жизни. Как мать может доставить младенцу совершенную пищу, но он еще не может принять пищи старшего возраста, так и Бог мог изначально даровать человеку совершенство, но человек не мог принять его, ибо он был еще младенец. Посему и Господь наш в последние времена пришел к нам не так, как ,Он мог, но как мы могли Его видеть. Ибо Он мог придти к нам в неизреченной славе Своей, но мы не могли вынести величия Его славы. И поэтому Он, совершенный хлеб Отца, представил нам - младенцам - Себя Самого как молоко. Таково было Его человеческое пришествие, дабы, как бы вскормленные от сосцов Его плоти и через такое млекотворение приученные есть и пить Слово Божие, мы могли содержать в себе самих хлеб бессмертия, который есть Дух Отца... Таким порядком, по таким распоряжениям и руководству сотворенный и созданный становится по образу и подобию не созданного Бога, потому что Отец хочет и повелевает, Сын действует и исполняет, а Дух питает и взращивает, человек же постепенно преуспевает и восходит к совершенству, т. е. приближается к Не созданному, ибо не созданный совершен, а таков есть Бог.... По Своей благости Бог милостиво дал нам добро и создал нас подобными Ему - свободными людьми; по Своему провидению Он знал слабости людей и имеющие от нее (этой слабости) произойти последствия, а по Своей Любви и Могуществу Он победит сущность сотворенной природы. Надлёжало, чтобы прежде явилась природа, а потом смертное было побеждено и поглощено бессмертием и тленное - нетлением, и человек сделался по образу и подобию Божию, получив познание добра и зла... Кн. IV гл. 39 п. 1. Человек получил познание добра и Зла. Добро есть повиноваться Богу, веровать в Него и соблюдать Его заповедь, и - в этом состоит жизнь человека; а не повиноваться Богу - зло и в этом его смерть.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz