СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О Лице Спасителя и цели Воплощения - искуплении людей и воссоединении их с Богом

Как ни различны были мнения еретиков относительно догмата о Лице Спасителя, но все они сходились в одном пункте: все отвергали внутреннее существенное, т. е. ипостасное (личное) соединение в Нем Божества и человечества. Одни из них допускали просто внешнее, формальное, и притом временное единение между эоном-Христом и человеком - Иисусом; другие, вместе с Маркионом, отвергали действительность плоти Иисуса Христа; третьи, вместе с эвионитами, не признавали в Нем Божества. Против всех них святой Ириней защищает догмат Православной Церкви о единстве Лица в Спасителе при двойственности естеств. Этот догмат святой отец особенно ясно высказывает в тех местах, где он рассуждает о побудительных причинах и цели Воплощения Бога Слова и доказывает, что Спаситель наш, по самому существу нашего спасения, долженствовал быть не просто человеком, но Богочеловеком.

Кн. III гл. 16 п. 3 и 6. Апостолы в своих Писаниях ясно показали, что один Бог, давший обещание чрез пророков о Сыне, и один Иисус Христос Господь наш, Который от семени Давидова по рождению Своему От Марии (истинно - плотскому рождению, а не то чтобы Он «прошел через Марию, как вода через трубу», по лжемудрованию еретиков, так что «в той же плоти Он и придет открыть славу Отца»), и что сей Иисус Христос есть предопределенный Сын Божий в силе, по Духу святыни, чрез воскресение из мертвых, чтобы быть Ему перворожденным из мертвых, как Он есть первородный во всей твари. Сын Божий - соделавшийся Сыном человеческим, чтобы чрез Него нам получить усыновление, потому что человек (т. е. человеческая природа Иисуса Христа) носит, принимает и содержит Сына Божия:.. Единородное Слово Божие;, всегда присущее роду человеческому, соединилось со Своим созданием по воле Отца и соделалось плотью и есть именно Иисус Христос Господь наш, Который и пострадал за нас (истинно, а не как иные говорят, что Он «пострадал мнимо, будучи по природе чужд страдания») и воскрес ради нас, и опять придет во славе Отца, чтобы воскресить всякую плоть и явить спасение и показать правило суда праведного всем, Им сотворенным. Итак, один Бог Отец, как я показал, и один Христос Иисус Господь наш, имеющий придти ко всеобщему устроению и все воссоздающий в Себе. Во всем же есть и человек, создание Божие; поэтому и человека воссоздавая в Себе Самом, Он невидимый соделался видимым, нёобъёмлемый соделался объемлемым, и чуждый страдания - страждущим, и Слово стало человеком, все воссоздавая в Себе, так что как в небесном, духовном и невидимом (мире) начальствует Слово Божие, так и в видимом телесном Он имеет начальство и, присвояя Себе первенство и поставляя Себя Самого Главою Церкви, все привлечет к Себе в надлежащее время.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz