|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
3 «Книги о Святом Духе», представляющие извлечение из сочинений Афанасия Великого, Василия Великого и Дидима. «О Таинстве Воплощения Господня» - сочинение, направленное частью против ариан, частью против аполлинаристов. К самым известным экзегетические творениям святителя Амвросия относятся его «Беседы на Шестоднев» из шести книг, при написании которых он более чем руководствовался замечательным одноименным творением святителя Василия Великого. К основным нравственным творениям святителя Амвросия принадлежат: 3 «Книги о должностях», которые заключают в себе изложение обязанностей христианина, подведенное под общие начала нравственности, с приложением нескольких наставлений служителям Церкви; святитель Амвросий имел при этом в виду сочинение Цицерона «О должностях» и хотел показать превосходство христианского учения перед нравоучением даже лучших из язычников. «Наставление воинам и другим членам государства». Несколько «Трактатов о девстве». Из церковно-богослужебных творений под именем святителя Амвросия особенно известен знаменитый и общеупотребительный хвалебномолитвенный гимн - «Тебя Бога хвалим», имеющий большое сходство с одним из гимнов Григория Богослова. ' Вообще святитель Амвросий написал около тридцати гимнов и сделал весьма много для преобразования и устроения церковного пения. Следует отметить что во всем, устрояемым в литургическом отношении святителем Амвросием были запечатлены его мысли о Востоке и во всем выражалось его желание сближения с обрядами светлого Востока. В связи со следующим далее изложением трудов великого учителя Православной Церкви Григория Богослова, которое будет часто сопровождаться параллельными местами из творений современного ему учителя Церкви - святителя Кирилла Иерусалимского, расскажем о нем подробнее. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский, являлся столь же ревностным поборником Православия против ариан, что и святитель Григорий Богослов, и также много потерпел от них (| 386 г.). Он оставил нам 23 катихизических Слова, или Поучения, из них: 18 огласительных - готовящимся к крещению, и 5 тайноводственных - к новокрещенным. Эти Поучения стали весьма важными для Православной Церкви в качестве первого систематического опыта изложения догматов веры и объяснения обрядов, соединенных с совершением Таинств Крещения, Миропомазания и Причащения в их связи с литургиею. Понятно, почему протестанты так усиленно старались оспорить подлинность этих Поучений; но все их возражения, слишком натянутые и принужденные, не выдерживают исторической критики: древние писатели не только упоминают о Поучениях святителя Кирилла, но приводят даже места из всех Поучений, читаемых ныне. Если огласительным Поучениям Кирилла придает особую важность то обстоятельство, что в них сохранен и объяснен древний Символ веры древнейшей изо всех Церквей, то из тайноводственных его Поучений, к утешению истинных сынов Церкви, делается понятно, что священнодействия трех указанных Таинств в Православной Грековосточной Церкви доныне совершаются с теми самыми обрядами, с какими совершались они во времена Кирилла в Церкви Иерусалимской. |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster