СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О воскресении тела человеческого и обновлении всего мира

Как еретическое учение хилиазм, кроме святителя Дионисия с другими представителями и последователями александрийского направления, особенно опровергали: преподобный Ефрем Сирин (в нескольких сочинениях), Епифаний Кипрский, блаженные Иероним.

Преподобный Ефрем в своей полемике с хилиазмом, став уже на новую точку зрения, на какую еще не становился никто из предшествовавших противников этой ереси, не отвергает подлинности Апокалипсиса, как это делал римский пресвитер Кай (-[ 220 г.), первым вступившим в борьбу с хилиастами - монтанистами (Евсевий I. III с. 28), и не приписывает составление его некоему благочестивому мужу по имени Иоанн, как позволял себе делать Дионисий, но старается истолковать эту священную книгу так, чтобы на ней впредь нельзя было основывать хилиастических мечтаний. Он обращает особенное внимание на заключающееся в ней учение о двояком воскресении мертвых: первом воскресении - праведников для наслаждения, по мнению хилиастов, благами земного 1000-лет- него царства Христова, и втором - людей нечестивых для суда над ними. «По совершении времени, - пишет святой отец, - на основании слов евангелиста (Мф. 24) непосредственно последует конец этого видимого мира, а затем уже, совершится воскресение мертвых и последний суд. Поэтому вставлять 1000-летний период между концом настоящего времени и всеобщим воскресением - неправильно, незаконно и несправедливо. 1000-летний период, на время которого будет связан сатана, должно понимать в смысле неопределенного числа лет. Провидец в 20-й главе своей книги говорит о первом и втором воскресении. Первое обозначает воскресение как ветхозаветных, так и новозаветных праведников, второе - воскресение всех прочих людей. Первое и второе воскресение совпадают между собою во времени.

Также и блаженный Августин земное 1000-летнее царство Христово понимает как исторический период, обнимающий собою все время от первого явления Христа на земле до конца настоящего мира. Само земное 1000-летнее царство Христово, по его мнению, есть не что иное, как земная Церковь Христова, которая, правда, не представляет еще собой последнего и совершеннейшего царства мира, но при всем том может найти себе местопребывание в добродетелях святых. «Тысячу лет поставил он (автор Апокалипсиса) вместо всех лет настоящего века, чтобы полным числом означить полноту времени».

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz