|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
В позднейшие времена хилиастическое учение было возобновлено с некоторыми изменениями анабаптистами и другими мистиками. Свидетельства отцов Церкви о каноничности книг Священного Писания Нового Завета В заключение рассмотрения второго отдела первого периода упомянем кратко о неоспоримой важности для нас свидетельств отцов и писателей Церкви того времени относительно подлинности новозаветных книг Священного Писания. Уже в сочинениях святого мученика Иустина находятся более ясные и многочисленные, сравнительно с писаниями мужей апостольских, заимствования из наших Евангелий, или, так называемых им - «Воспоминаний апостолов», по своей форме приближающиеся к прямым цитатам из них. До 50 таких евангельских цитат насчитывается в его большой (I) Антологии и до 70 - в «Разговоре с Трифоном». Большая часть их заимствована из Евангелий Матфея и Луки, сравнительно менее, из Евангелия Иоанна и в особенности Марка. Уже ученик Иустина Татаан составил свод четырех Евангелий, так называемый «Диатессарон», на который преподобный Ефрем Сирин впоследствии написал особое толкование. Сочинения же Иринея Лионского, Климента Александрийского, Тертуллиана, Ипполита, Оригена и других совокупно свидетельствуют, что канон наших четырех Евангелий был уже хорошо известен в Церкви Христовой и пользовался высоким непререкаемым авторитетом, так что «и сами еретики - гностики, как говорит святой Ириней, воздавали свидетельство нашим Евангелиям (конечно, лишь относительно подлинности их происхождения, а не канонического, т. е. безусловно истинного и общеобязательного их значения) и, основываясь на них, старались оправдать свои учения» (Contr. haer. І. III с. II n. 7). Возвращаясь к сочинениям святого Иустина, отметим, что в них встречаются целые выражения, которые и по смыслу, и по букве составляют очевидные заимствования из разных Посланий апостола Павла, хотя он нигде не упоминает имени апостола. А например в его Послании к Диогнету видны заимствования как из Посланий апостола Павла, так и из Книги Деяний святых апостолов. Зато у него находится ясное и определенное свидетельство об Апокалипсисе Иоанна - «одного из апостолов Христовых», значение которого он ставит наравне с богодухновенными пророческими писаниями Ветхого Завета (Разговор с Триф. гл! 81; ср. Феофил Ант. Ad. Autol. I. П с. 28; Климент Ал. Strom. І. ІП с. 18 и Paed. I. II с. 10; а также Евсевий IV18 и 24). |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster