|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
В качестве примера приведем прошение в стихах, которое от имени своего внука Никовула Григорий Богослов пишет к его отцу, высказывая в нем, с какими науками нужно ознакомиться юноше (Твор. ч. V). По этому курсу Никовулу, кроме обязательного ораторского искусства, предназначалось изучить: историю, диалектику, нравственное учение, учение о природе во всей обширности тогдашнего преподавания (физику и метафизику). Все это должно было стать приготовлением к важнейшему предмету знания - исследованию Слова Божия: «Изучив сие в юности, предам мысль свою Божественнейшему Духу, буду изыскивать следы сокровенных красот, непрестанно восходить к свету и божественные внушения приму мерилом жизни, чтобы и помощником, и спутником, и вождем имея Христа, с легкими надеждами вознестись мне отсюда, сподобиться жизни чистой и непрекращающейся и чистыми очами созерцать самую истину». О христианских школах Распространению христианского просвещения должны были, конечно, служить и христианские церковные училища - как основанные прежде, так и вновь открывшиеся в IV и V веках. В александрийской школе, которую некоторые ученые называют с этого времени новоалександрийскою и во главе которой целых 55 лет (340-394 г.) стоял знаменитый слепец Дидим (это «чудо для всех», как называет его блаженный Иероним), и во вновь открытых, например в константинопольской, преобладало теоретическое философско-богословское направление. Там воспитывались и приготовлялись преимущественно богословы-догматисты. Другие восточные школы: из прежних - антиохийская, особенно прославленная Диодором, строгим подвижником и ученейшим пресвитером, настоятелем одного из антиохийских монастырей, а затем епископом Тарским (| 393 г.), и вновь открытые, например едесско-низивийская, Напротив, воспитывали практических деятелей богословия с рассудочно- и (позднее) нравственно-полоокителъным направлением - историков и филологов-толковников (направлением, которое у еретиков - Ария, Нестория и других доведено было до крайностей рационализма и потому оказалось столь же вредным, как и крайний мистический аллегоризм александрийцев). С другой стороны: христианские государи, заводя светские школы, старались придавать им по возможности христианский характер и направление. На Востоке этим прославился Феодосий Великий, а на Западе Валентиниан старший так возвысил христианские школы, что Калитолии называли при Нем «храмом и жилищем туки». С утверждением же общежительной иноческой жизни, которая сама по себе составила для многих путь к духовно-благодатному просвещению и «деятельной христианской философии», в некоторых обителях Востока заведены были училища для первоначального религиозно-богословского образования. |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster