СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О Крещении и Миропомазании

О Крещении и Миропомазании

Ибо тела наши получили единство (между собою) посредством бани, ведущей к нетлению, а души - чрез Духа. Поэтому то и другое необходимо, так как то и другое способствует жизни Божией. Он (Иисус Христос) пришел спасти Собою всех - всех, говорю, которые через Него возрождаются в Бога: младенцев, детей, отроков, юношей и старцев (кн. II гл. 22 п. 4- отсюда видно, что в древней Церкви был обычай крестить и младенцев; ср. Ориген I. Vin. с. VI V. 1-4 ер. ad Roman., где он этот обычай прямо производит из апостольского предания; Киприан Ер. 46 ad Fidum; Пост, апостолов I. VI).

Сошествие Святого Духа на Христа Ириней называет помазанием:

В имени Христа подразумевается помазавший и помазанный, и самое помазание, которым Он помазан. Помазал Отец, помазан же Сын посредством Духа, Который есть помазание (кн. V гл. 9 п. 3). Дух Божий сошел на Него (Иисуса Христа) для того, чтобы мы, получая от обилия Его помазания, спаслись, возглавляя в Себе все небесное и земное (Еф. 1,10), соединяя человека с Духом и Духа влагая в человека, Он (Иисус Христос) Сам соделался главою Духа и дает Духа во главу человека (кн. V гл. 20 п. 2).

Так что в Божественном домостроительстве восстановления и спасения падшего человека соблюдается такой порядок: Отец посылает Сына, Сын дает Духа и, наоборот, человек чрез Духа восходит к Сыну, а чрез Сына к Отцу, так что здесь Дух действует, Сын служит, Отец одобряет, а человек совершается ко спасению (кн. IV гл. 20 п. 5-6; кн. V гл. 36 п. 2). Например в исцелении Господом слепорожденного через омовение в купели святой Ириней видит указание на необходимость для человека, созданного в Адаме и сделавшегося преступным, бани возрождения (кн. V гл. 15 п. 3); а в изъяснении им привития дикой маслины к доброй маслине, по апостолу (Рим. 11,17-24), можно видеть указание на отдельность акта излияния на человека Святого Духа от акта погружения, или совлечения похотей плоти, и даже намек на тот знак, через который сообщался уже в его время (как можно догадаться) Дух Святой в Таинстве Миропомазания (кн. V гл. 10 п. 1-2). Таким образом, баня (крещение) и Дух Святой, или помазание (миропомазание), представляются у Иринея действиями, отдельными одно от другого, существенно необходимыми для человека и сообщающими ему каждое - особенные дары.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz