СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Сочинения с более частным содержанием

Что касается внутреннего характера творений святителя Киприана, Tq в них заметно направление практическое - то направление, которым вообще отличаются западные (латинские) отцы от восточных. Диалектика и философские созерцания не были делом карфагенского святителя; душа его занята была практическими нуждами (нравственно-обрядовыми и дисциплинарными вопросами) современной ему Церкви, которые он высматривал зорко и старался оказывать помощь самую скорую и приличную. Но именно потому, что взор его редко обращался к общим всеобъемлющим началам, суждениям его не всегда доставало всеобщей важности и твердости; они были верны, но иногда лишь для известных случаев (например по вопросу о крещении вновь всех еретиков - см, ниже), а не на все времена.

Самая большая часть творений святителя Киприана состоит из Посланий, или Писем (66), остальная - из Трактатов, или Рассуждений (12). Письма его имеют для нас особенный интерес, представляя нам полт ную картину духа и жизни, дисциплины и управления Церкви в век Киприана -тем более что он в силу своих личных качеств и положения имел влияние на дела всех частных Церквей - Западных и даже Восточных. Главные предметы Трактатов его таковы: пастырь Церкви и девственники, страждущие и падшие, язычество и иудейство, ереси и расколы.

Творения святителя Киприана распространились как на Западе, так и на Востоке; везде их любили и уважали, а блаженный Иероним не хотел даже перечислять их в своем «Каталоге церковных писателей», говоря, что в этом нет необходимости, так как они слишком хорошо всем известны: Впоследствии отцы Ефесского и Халкидонского Соборов приводили свидетельства из творений Киприана для защиты веры против еретиков; так же поступали Августин и Иероним в борьбе с пела- гиансгвом.

Творения святого Киприана переведены на русский язык и изданы в 2-х томах в «Трудах Киевской Духовной Академии» в 1860-1862 г..

Сочинения с более частным содержанием

«О благе терпения» и «О ревности и зависти». Для пастыря эти сочинения драгоценны как плод истинно апостольского духа, с наставлениями о том, как надо владеть собою для мира и пользы Церкви. Оба они были написаны в 255 г., когда между Карфагенскою и Римскою Церквами разгорелся спор о крещении еретиков (т. е. «принявших погружение на стороне- вне Церкви»), и все стали бояться за единство и внутренний мир Церкви. В этих сочинениях святой отец примерами и свидетельствами Священного Писания увещевает к терпению и снисходительной любви. Он ведет дело так искусно, что старается уврачевать зло, не раздражая и не уязвляя противной стороны, т. е. главным образом - римского епископа Стефана, который, высокомерно называя себя главою всех епископов, грозил отлучить от Церкви африканских и восточных епископов, если они не согласятся, подобно Римской Церкви, принимать всех безразлично еретиков, не перекрещивая, а через одно возложение на них рук «в знак покаяния» (см. также Письма 5,12-13,27,33-34 и другие, которые также содержат прекрасные наставления для служителей Церкви).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz