СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Сочинения с более частным содержанием

Трактат «О падших». Поводом к его написанию послужило Декиево гонение и последовавшее За ним отступничество многих христиан со всеми его беспорядками. В нем Киприан оплакивает грех падших, исследует причины их падения и главную из причин находит в ослаблении нравственности христиан всех классов во время предшествующего продолжительного мира, представляет примеры истинного покаяния и дает наставления о покаянии - так как многие из отпадших злоупотребляли разрешением исповедников, дававших им так называемые «грамоты мира», а пресвитеры, в свою очередь, принимали их в общение с излишнею и неразумною снисходительностью.

Апологетические сочинения против язычников: «О суете идолов» (247 г.) - с изложением учения о единстве Божием и о Воплощении Сына Божия для нашего спасения и «Книга к ДеМетриану», написанная с целью защитить христиан от клеветы язычников, утверждавших, что причиною общественных бедствий является христианская вера, и адресованная проконсулу Африки. Далее-три «Книги свидетельств против иудеев» (247-248 г.), заключающие в себе род краткого начертания веры и деятельности христианской и направленные против упорных иудеев. Все сочинение состоит из текстов Священного Писания с краткими объяснениями, напоминая собою отчасти «Разговоре Трифоном» святого Иусгина.

Книга «О единстве Церкви». Ереси и расколы нанесли Церкви так много бед во времена Киприана, что он не мог не почувствовать их губительности с особенною живостью. Противопоставляя взаимно ересь и Правослаще как «ложь и истину, тьму и свет, смерть и бессмертие, антихриста и Христа», святой отец производит происхождение всех ересей и расколов из трех главных причин: гордого самолюбия, неповиновения церковной власти и нетерпеливой страсти к спорам. Книга «О единстве Церкви» (иначе «О простоте предстоятелей») написана в 257 г., когда Карфагенская и Римская Церкви были возмущаемы главными вождями двух раскольнических партий - Фелициссимом и Новацианом (избранным, было, даже в епископы Рима своими приверженцами), совершенно противоположным образом относившимися к тем же падшим: первый принимал их в свое общество без всякого разбора, а второй совершенно отказывал им в примирении с Церковью, отрицая у иерархии право разрешения греха отпадения, между тем как Карфагенским Собором 252 г. было постановлено, чтобы падшие не были совсем отлучаемы от Церкви, но не были и принимаемы в нее без предварительного покаяния (см. Письмо 43 к еп. Антониану). Чтобы рассеять обман, в который упомянутые обольстители вводили простые и слабые души, святитель Киприан раскрывает здесь начала единства христианства и Церкви в.их противоположности ереси и расколу, делая это преимущественно со стороны практической, т. е. обращая внимание, прежде всего, на их следствия (каковыми являются: нравственные расстройство и повреждение вне единения с Церковью и в результате-духовная смерть). Отсюда главное положение святителя Киприана: вне единой Церкви Иисуса Христа нет спасения.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz