СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О нравственном законе

Следует заметить, что святой Ириней, очевидно, усматривал в Евхаристии три существенные и вместе отдельные принадлежности: приношение, освящение.

Подобным образом, и в «Отрывке XXXV» об отличии жертвы новозаветной - христианской от ветхозаветных - иудейских, между прочим, говорится:

Эти приношения не по закону, но по духу, ибо должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4,24). Посему приношение Евхаристии есть не плотское, но духовное и по всему чистое (ср. кн. IV гл. 18 п. 4). Ибо мы приносим Богу хлеб и Чашу благословения, благодаря Его за то, что Он повелел земле произрастить эти плоды в нашу пищу; и затем, совершив приношение, призываем Святого Духа, чтобы Он показал эту жертву - хлеб - Телом Христовым и Чашу - Кровию Христовою, дабы принявшие сии вместо образы получили прощение грехов и жизнь вечную.

О Браке и Елеосвящении

Относительно этих Таинств можно найти у святого Иринея некоторые косвенные и отдаленные намеки в описываемых им гностических браках - «сопряжениях» и елеосвящениях - «искуплениях» (различных среди прочих - над умирающими), которые, без сомнения, составляли искажение православного учения о данных Таинствах (понимаемых, возможно, в смысле древнегреческих мистерий) и соединенных с ними обрядов (кн. I гл. 6 п. 4; гл. 8 п. 4; гл. 21 п. 3-5).

О нравственном законе

Святой Ириней говорит и о большей высоте и строгости требований нравственного закона христианского по сравнению с ветхозаветным. Кн. IV гл. 28 п. 2. Как в Новом Завете вера человеков в Бога увеличилась, получив в прибавление Сына Божия, чтобы человек сделался причастным Бога, так увеличились и требования относительно образа жизни, ибо нам заповедано воздерживаться не только от худых дел, но даже от худых помышлений и праздных разговоров, пустых речей и легкомысленных слов; также увеличилось и наказание тем, которые не веруют Слову Божию, презирают Его пришествие и обращаются вспять, и (наказание) сделалось не только временным, но и вечным. Ибо кому Господь скажет: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный (Мф. 25,41), те будут навсегда осуждены; и кому Он скажет: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (ст. 34), те получают царство навсегда и в нем преуспевшего, ибо один и тот же Бог Отец и Слово Его, всегда присущее роду человеческому посредством разнообразных распоряжений и совершающее многие действия, и изначально спасающее спасаемых, т. е. любящих Бога и, по своему роду, следующих Слову Божию, и осуждающее осуждаемых, т. е. забывающих Бога, богохульников и преступников Его Слова (ср. гл. 13 п. 2-4; кн. V гл. 27 п. 2).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz