СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О явлении антихриста

О последней судьбе мира и человека

В учении святого Иринея о последней судьбе мира и человека следует отметить следующие черты. Каждый класс душ по смерти телесной получает достойное жилище еще прежде (общего) суда (кн. II гл. 34 п. 1), предвкушая уготованные им или блаженство, или мучение. Души праведников как ветхозаветных, так и новозаветных не допускаются тотчас же к лицезрению Бога на небе, но отходят в какое-то «невидимое, назначенное им от Бога место» и там в мире ожидают второго пришествия Христова (ср. Тертуллиан De anima; Ипполит Adu. Platon.; Амвросий De bono mort.; Tract, in Ps. XXVI; Иероним Comm, in Oseam I. III с. XIII v. 14); затем, соединившись с прежними своими телами, остаются еще царствовать со Христом на земле в продолжение 1000лет, Лицезря прославленное тело Христово в сообществе святых Ангелов и окруженные всеми земными радостями; наконец уже после всеобщего Суда получают доступ к лицезрению Бога на небе. Обосновывая свое мнение, Ириней указывает на то, что Иисус Христос, Начальник и Совершитель нашего спасения, не тотчас по смерти взошел на небо, но еще нисходил в ад (местопребывание грешников) и там пребывал до трех дней, потом воскрес и спустя некоторое время после Воскресения вознесся на небо (кн. V гл. 31 п. 1-2; гл. 32 п. 5).

При этом Ириней ссылается на свидетельство Папия - мужа древнего. Евсевий же хилиастическое мнение Папия называет «близким к баснословию» и присоединяет, что «такую мысль он вывел, думаю, из апостольских сказаний, не поняв чего-либо, сказанного апостолами таинственно - в образах» (Церк. Истор. кн. Ш гл. 29; см. ниже о св. Мефодии Патар.).

Причины, вызвавшие у христианских писателей первых веков учение о земном царстве Христовом по воскресении одних праведников, коренятся в современном им, тягостном положении христиан среди языческого и иудейского мира, столь враждебно относившегося к христианству.

О явлении антихриста

Утверждение на земле царства Христова предварит великое отступничество и владычество антихриста, которое продолжится три с половиною года (Дан. 7,25; 12,11-12). Имя антихриста (который отличит своих последователей особенными знаками на челе и правой руке) будет заключать в себе, т.е. «шесть раз сто, шесть раз десять и шесть единиц, чтобы восстановить все отступничество, какое было в течение шести тысяч лет» существования мира, и чтобы потом (по воскресении и грешников) «вся эта отступническая сила (вместе с диаволом и его ангелами), собравшись и заключившись в нем, ввержена была в пещь огненную», т. е. предана вечному отлучению от Бога и вечному мучению (кн. V гл. 28 1-3; гл. 29. 2; гл. 30 п. 4; гл. 33 п. 2). Соответственно трем степеням восхождения к лицезрению Бога, или, по собственному выражению святого Иринея -«порядку возвышения праведных и способам приготовления их к нетлению», он указывает и три рода обителей: «для одних - самое небо, для других - рай, для третьих - восстановленный и преукрашенный Иерусалим; но везде будет видим Бог, как будут достойны видящие Его. Так благость и правосудие Божии найдут себе полное удовлетворение!» (кн. V гл. 36 п. 1-3).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz