СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О Пресвятой Троице и в особенности о Сыне Божием

В сочинении «Пир десяти дев» Мефодий пишет, что указание на Пресвятую Троицу содержится и в том месте книги Бытия, где Бог говорит Аврааму: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна (Быт. 15,9). Там же он пользуется сочетанием различных чисел для ознаменования веры Церкви в Таинство Троицы. В отрывке из неизвестного сочинения, сохранившемся у Анастасия Синаита (686 г.) в его труде «Об образе Божием», Мефодий пишет:

Может быть, три прародительские главы всего человечества - эти единосущные лица были преобразовательно некоторым подобием Святой и Единосущной Троицы, а именно: не имеющий (земного) виновника своего бытия и не рожденный Адам представлял образ и подобие безначального Виновника всего - Вседержителя Бога и Отца, рожденный же сын его представлял образ рожденного Сына и слова Божия, а происшедшая (от него) Ева означала исходящее лицо Святого Духа.

Рассуждая о еретиках, которые погрешали против догмата о Пресвятой Троице, Мефодий замечает:

Они не остаются внутри тройственного образа благочестия, уклоняясь от православного его богопочитания. Посему они и названы третъею частью звезд, как заблуждающиеся об одном из чисел Троицы, то относительно (Лица) Отца, как (заблуждался) Савеллий, говоривший, что пострадал Сам Вседержитель; то относительно (Лица) Сына, как - Артемон и те, которые утверждали, что Он родился призрачно; то относительно (Лица) Духа, как - эвиониты, доказывавшие, что пророки говорили по собственному побуждению (Пир дев р. VIII гл. 10).

У самого святителя Мефодия встречаются своеобразные и не совсем точные выражения о Лицах Божества и особенно о втором Лице - Сыне Божием, так что патриарх Фотий даже заподозрил его «Пир дев» в повреждении от еретиков и в арианстве. Так например по мысли Мефодия, в деле миротворения встретились «две творческие силы: одна - та, что она хочет творить, из ничего чистым хотением без промедления, вместе с хотением (не давая еще отдельного бытия и видимой формы предметам мира), это - Отец; другая - устрояющая и украшающая уже созданное по подобию первой силы (формируя отдельные предметы из первозданного вещества по предначертанным для них идеям- образцам), это - Сын, всемогущая и крепкая десница Отца, которою Он, по созданию вещества из ничего, устрояет его» (О сотворенном гл. 9; ср. Пир дев р. X гл. 6 - где Мефодцй называет Сына Божия и Святого Духа «двумя первородными силами, предстоящими Богу как бы в качестве оруженосцев, или слуг»). Подобные выражения принадлежат скорее времени, в которое жил Мефодий, чем лично ему самому, и встречаются у современных ему отцов и даже позднейших. Вообще такими выражениями православные учители безопасно пользовались («потому что простодушное произнесение таких слов превозмогалось у них православным разумением», как говорил Афанасий Великий - Слово 4 против ариан) до тех пор, пока не явились ариане и не стали придавать им свой, еретический, смысл. Во всяком случае, святитель Мефодий православно учил о втором Лице Святой Троицы, называя Иисуса Христу «Богом, бывшим прежде всех веков, Сыном Божиим (Единородным), большим всех прочих (существ) после Отца и меньшим Самого Отца лишь по силе начала, а не по природе; Повелителем и Пастырем небесных (существ), Которому повинуются и следуют все разумные (существа) и Который стройно правит и исчисляет сонмы разумных Ангелов; древнейшим эонов (не в гностическом смысле, а в смысле одного из высших ангельских чинов - см. Пост. ап. кн. VIII гл. 4) и высшим Архангелов, единственным Спасителем людей от первородного греха» (Пир дев р. III гл. 4-7; р. VII гл. 1; р. VIII гл. 9).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz