|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
О причине и цели Воплощения Учение святителя Мефодия о причине и цели Воплощения заключается в следующем: Так как человек, преступив заповедь, пал тяжким и пагубным падением и подвергся смерти, то Господь говорит, что Он Сам сошел с небес в мир, оставив чины и воинства Ангелов. Ибо в известной притче об обретении овцы (Лк. 15,3-6) горы означают небеса, а девяносто девять овец - Силы, и Начала, и Власти, оставив которые, Начальник и Пастырь сошел отыскать погибшую овцу. Оставалось включить в этот свиток и в это число человека (ибо и он создан был не подлежащим тлению, чтобы прославлять Царя и Творца всех, воспевая вместе с голосами ангельскими) - тем, что Сам Господь облекся в него и понес его, дабы он, обуреваемый треволнениями и напастями, опять не подвергся потоплению. Таким образом, Слово восприняло человека, чтобы через Себя Самого разрушить пагубное осуждение, поразив змия. Ибо следовало лукавому быть побежденному не кем-либо другим, а тем, над которым он считал себя властвующим, обольстив его; потому что иначе невозможно было разрушиться греху и осуждению, как только так, чтобы тот самый человек, по вине которого было сказано: прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3,19), будучи воссоздан, уничтожил это определение, перешедшее от него на всех, дабы, если прежде в Адаме все умирали, так, наоборот - во Христе, воспринявшем Адама, все оживут (1 Кор. 15,22) (Пир дев р. III гл. 6). Выражение: Христос воспринял Адама получает у Мефодия тот смысл, что Иисус Христос и Адам находятся один по отношению к другому не просто в образном или сравнительном смысле, но составляют одно и то же. «Адам -не образ только и подобие Христа, но именно он сам и стал Христом от того, что на него низошло Слово, существующее прежде веков» (там же гл. 4). Мысль глубокая и вполне верная (развитая впоследствии, особенно блаженным Августином). На Адама можно смотреть как на одного человека, взятого вместо всего рода человеческого; он сам, так сказать, есть род человеческий; все роды, происшедшие из него, представляют только умножение его личности и все составляют одно в нем. Когда же Слово соединило с Собою человеческую природу, восприняв ее в Свою Ипостась (Личность) в утробе Пресвятой Девы, но не по обыкновенному порядку греховного происхождения от Адама, а сверхъестественным образом, Оно вместе с этим облеклось в Адама, Само сделалось Адамом, сделалось именно тем, чем был Адам при сотворении - как только вышел из рук Создателя, и до своего падения. Таким образом, Адам и Иисус Христос должны быть рассматриваемы не иначе, как в том единении, в которое они вошли чрез Воплощение Сына Божия. Надлежало, чтобы перворожденный от Бога, первая и Единородная отрасль, т. е. Премудрость, Вочеловечилась, соединившись с первозданным, первым и первородным из людей человеком, чтобы таким образом Христос был и человеком, исполненным чистого и совершенного Божества, и Богом, вместившимся в человеке; ибо весьма сообразно было, чтобы древнейший эонов и высший Архангелов, восхотев обращаться с людьми, вселился в древнейшего и первого из людей - Адама. Таким образом, возобновляя бывшее в начале и восстановляя от Девы и Духа, Он образует того же самого Адама; ибо и в начале, когда земля была еще девственна и не возделана, Бог, взяв персть, без семени образовал из нее разумнейшее животное (человека) (там же; ср; гл. 8; р. VII гл. 8-9). |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster