|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Очевидно, что святитель Мефодий исповедовал в Иисусе Христе два естества - Божеское и человеческое - при единстве Божеского Лица. Продолжая эту параллель между Адамом и Иисусом Христом, святой отец развивает далее более частные мысли. Во-первых: если Адам (разумеется, в том виде, в каком вышел из рук Творца, т. е. идеальный) в утробе Пресвятой Девы воспринят был Словом в единство Его Божеского лица, то Его девственное рождение в то же время есть рождение всего человечества, заключающегося в Адаме, и рождение Иисуса Христа есть начало общего нашего возрождения. Во-вторых: это возрождение рода человеческого в Иисусе Христе и в Его Воплощении становится вместе с тем возрождением лично каждого человека; и крещение верующих во Христа есть, таким образом, повторение в них Таинства Воплощения Иисуса Христа и получение ими Его вида в освященной Святым Духом воде. Он пишет: Когда созданный из персти Адам был, так сказать, мягким и влажным и еще не успел, подобно обожженной глине, окрепнуть в нетлении, то грех, подобно текучей и каплющей воде, разрушил его. Посему Бог, желая снова восстановить и образовать его из персти таким же сосудом в честь (2 Тим. 2,21), сначала соделав его твердым и крепким в девственной утробе - соединив и смешав его со Словом, вывел его в жизнь несокрушимым и невредимым, чтобы он по рождении, когда устремятся на него извне потоки тления, опять не подвергся разрушению. Далее, соединившись с Премудростью и Жизнью, подобно воде, человек становится тем, чем был Сам вселившийся в него чистый Свет. Посему апостол (Еф. 5,28- 32) справедливо отнес ко Христу то, что относится к Адаму, и, таким образом, оказывается весьма сообразным, что из костей и плоти Его произошла Церковь, для которой Слово, оставив Отца Небесного, сошло на землю, чтобы вселиться в Жену, и, уснув сном страдания, добровольно умерло за нее, чтобы представить ее себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока... Очистив ее банею водною (Еф. 5,26-27) для принятия духовного и блаженного семени, которое сеет в глубину ума Сам внушающий и насаждающий; а Церковь, подобно жене, принимает и образует его для рождения и воспитания добродетели. Ибо никто не может сделаться причастным Святому Духу и стать членом Христовым, если прежде Слово, сойдя и на него, не подвергнется истощанию - как бы сну, чтобы и он, восстав от сна с Уснувшим для него и воссоздавшись, мог получить обновление и возрождение Духа... Посему так и следует относить сказанное об Адаме и Еве к Церкви и Христу (Пир дев р. III гл. 5; гл. 8-9) |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster