СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О воскресении тела человеческого и обновлении всего мира

Об Ангелах-мироправителях и хранителях отдельных лиц

В учении святителя Мефодия об Ангелах можно Отметить следующие мысли: Ангелы [чистейшие духи, одаренные бессмертием и свободною волею, между которыми он насчитывает до восьми степеней - Ангелы Архангелы, зоны, Начала, Престолы, Власти, Херувимы и Серафимы (см. выше о св. Иринее)] имеют попечение о различных предметах мира по распределению Божию, так что Богу принадлежит как бы всеобщий и главный Промысл о мире, а Ангелам - частный и ближайший (Отр. О воскр. гл 7). «Бог сотворил Ангелов для промышления о вещах, сотворенных Им, так что Богу принадлежит всеобъемлющее и общее промышление обо всем, а промышление о частях - Ангелам, к ним приставленным», - говорит Афинагор (Апол. гл. 24), на которого ссылается здесь Мефодий. Эта мысль имеет глубокое основание в природе всего сотворенного. Если мир есть совершеннейшее целое, то между всеми существами его должна быть тесная связь; и если в видимой природе мы замечаем, что Бог, будучи полным Господином ее, действует опосредовано, употребляя высшее к поддержанию низшего, то почему не предположить, что то же самое происходит и в мире невидимом. Следует добавить, что согласно мнению Мефодия, Ангела-хранителя получает каждое дитя, даже рожденное от блуда (Пир дев р. II гл. 6).

О воскресении тела человеческого и обновлении всего мира

В сочинении «О воскресении» святитель Мефодий, опровергая Ори- гена, излагает учение о воскресении тела человеческого и обновлении всего мира. Кратко это учение состоит в следующем. В человеке, по плану Творца, тело не темница души, как думал Ориген (допускавший и предсуществование душ), а существенная часть человека; тело было создано бессмертным, а смерть явилась уже вследствие греха. Дело Божие должно восстановиться в своем виде. Смерть попускается с тем, чтобы, с одной стороны, разрушением телесного состава совсем изгладить грех в теле, который иначе живет до гроба и в самом лучшем христианине; с другой - преобразованием испорченного состава исцелить в нем язвы греха (гл. 18-26; ср. Пир дев р. IX гл. 2). Таким образом, первоначальное тело не должно уничтожиться - это было бы противно идее о Боге и человеке; оно только преобразится (гл. 5). Точно такая же перемена произойдет и со всем миром: он не уничтожится совершенно при кончине века, а только преобразится и обновится посредством огня (гл. 27-28; ср. Пир дев р. IX гл. 1; р. X гл. 4).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz