Миикка Руоканен - Учение о боговдохновенности. Мартин Лютер и его место в экуменической проблеме боговдохновенности

Боговдохновенность в спасении

Прямое «воздушное пространство» между Божьим Духом и человеком было утрачено. Внутренне человек стал подобен «пустому пространству», в котором обитает тьма. Эта пустота в некоторых случаях может быть заполнена злыми духами:

Ведь природа, покинутая Святым духом, приводится в движение тем же самым злым духом, которым был приведен в движение нечестивый Каин.

После грехопадения нарушенные взаимоотношения между Богом и человеком могут в некоторой степени быть восстановлены (герагапШг) при помощи нового обретения веры, на которое также вдохновляют Святой Дух, Дух Божий, Дух Христа. Также и в спасительной боговдохновенности (инспирации) действует Святая Троица:

Но через грех как подобие, так и образ были потеряны. Однако они восстанавливаются некоторым образом с помощью веры, как говорит Павел. Ведь мы начинаем узнавать Бога, и помогает нам дух Христов, чтобы мы желали повиноваться наставлениям Бога.

В Лютеровском богословии концепция боговдохновенности основана на описании божественной творческой активности в человеческом мире. Боговдохновенность также тесно связана с описанием деяний Бога в области искупления грехов человечества. В обоих случаях боговдохновенность представляется благодатным действием Триединого Бога, которое совершается ради человека, поскольку Творец заботится о Своем добром творении и является Спасителем падшего мира. Между божественной боговдохновенностью в творении и спасительным деянием Бога не нарушена связь.

В сотериологии Лютера Святой Дух является «инспиратором», «импульсатором» и «инициатором» как веры, так и любви. Он тот, кто начинает и исполняет все спасительные действия в человеческой жизни. Идея того, что человек вдохновляется по благодати Божьей, особенно часто встречается в его работе Dictata super Psalterium:

Поэтому же Евангелие устное и письменное - это невозможный закон, если Бог не научит самому Евангелию изнутри. Однако Дух - это Тот, Кто оживляет и укрепляет. Когда Бог непосредственно вдохновляет и учит человека, то одновременно дает благодать и огонь.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz