Миикка Руоканен - Учение о боговдохновенности. Мартин Лютер и его место в экуменической проблеме боговдохновенности

Triplex verbum и тройное служение слова

Явленная боговдохновенность часто сопровождается особыми знамениями или чудесами, дабы пророки прославляли Бога в этом мире. Все человечество видит эти чудеса, однако не всем дано их понять. Через проявление боговдохновенности Святого Духа Триединый Бог открывает себя (revelabitur), то есть являет всему миру свои удивительные деяния. Толкуя излияние Святого Духа в книге Иоиля, Лютер пишет:

Святой Дух изливается явно и тайным вдохновением, однако пророк говорит о явном излиянии Духа... Всегда от устроения мира был дан Святой Дух, но здесь пророк говорит о Духе, который должен явиться всем. Святой Дух излился надо всякой плотью, т.е. весь мир увидит его силы; пророк не говорит, что дар Духа будет дан всем, но что он будет открыт... Дух залит в сердца верующих, но изливается над всеми, т.е. является всему миру, чтобы мир увидел Его чудеса. Достаточно тебе того, что в тебе есть залитый Дух, но не гордись этим Духом, как наши пророки, словно другие должны верить в то, что ты чувствуешь, если Дух не дал тебе при излиянии того, чтобы все могли сказать: «Там - Святой Дух в открытом видении и объявлении с небес», - как ты видел в апостолах.

Triplex verbum и тройное служение слова

Лютеровская концепция особенной пророческой боговдохновенности очень тесно связана с его отношением к Божьему Слову. Толкуя Евангелие от Матфея 23:34, Лютер говорил о том, что слово имеет три формы: «сознаваемое слово» (verbum cogitatum et mentale), «устное слово» (verbum dictum seu vocale) и «написанное слово» (verbum scriptum seu scriptile).

«Сознаваемое слово» переживают пророки в своих «сердцах». Их наставляет Сам Бог, sola divina inspiratione et revelatione, без какого-либо человеческого посредничества (on alle mittel). Пророки получают содержание (cogitatio, gedancken) откровения от Самого Бога и «проповедуют под действием чистой инспирации Святого Духа». Служение пророков состоит в том, что они могут наделять других мудростью, творить и толковать Писания на основании боговдохновенности и откровения, которые они получают от Бога.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz