Миикка Руоканен - Учение о боговдохновенности. Мартин Лютер и его место в экуменической проблеме боговдохновенности

Triplex verbum и тройное служение слова

Лютер считал, что апостолы подобны пророкам. Они получили наставление и послание от Самого Христа; они «слышали Самого Господа». Павел также считается истинным апостолом, хотя он и не знал Спасителя лично; однако он воспринял Евангелие «от Самого Христа свыше».

«Устное слово» связано со звуком, тем, что слышит «ухо». Это проповедь того послания, которое получили пророки. Это провозглашение определяет вторую категорию служителей слова: «мудрецов» (sapientes), которые являются учениками пророков. Они постигают божественное послание ] благодаря служению пророков, то есть воспринимают божественное откровение опосредованно. Их служение состоит в том, чтобы продолжать проповедь слова.

«Написанное слово» воспринимает «глаз». «Книжники» (scribae) обрели знание о божественных истинах благодаря чтению пророческих и апостольских посланий. Книжники служат слову, поскольку размышляют над ним и дают ему толкование.

В одной из своих ранних проповедей Лютер делает заключение, что существует модель triplex verbum, а также три соответствующих служения слова:

Ведь, во-первых, иные вдохновляются непосредственно Самим Богом, без человеческого учительства, наученные только божественным вдохновением и откровением, и это - пророки, как говорится в 1-й главе 2-го послания Петра: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Во-вторых, не только Богом, но Богом через людей и живым голосом. Так, Богом через служение людей выучиваются до праведности, и это - мудрецы... В-третьих, ни через служение людей, ни, однако, только Богом, но из чтения Писания, то есть те, которые чтением и размышлением упражняют себя для познания истины, став способными толковать Писания и писать то, что должно читаться. Следовательно, как трех видов бывает слово, то есть мыслимое и умственное, сказанное или устное, написанное или письменное, так трех видов бывают образованные люди: пророки, которые сердцем, мудрецы, которые ухом, книжники, которые глазом воспринимают учение, и, как образование с помощью размышления живее, чем образование с помощью голоса, так образование с помощью голоса живее, чем образование с помощью написанного, потому что буква это - мертвый голос, а голос это - живая буква, однако же при этом мертвое размышление. Размышление же, написанное перстом Бога, это - жизнь голоса и буквы, потому что более движет голос, чем буква, но еще более размышление, чем голос. Бог, конечно же, пишет в сердцах и делает пророками, человек пишет в ушах и книгах голосом и буквой.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz