Миикка Руоканен - Учение о боговдохновенности. Мартин Лютер и его место в экуменической проблеме боговдохновенности

Спасительная боговдохновенность Святого Духа

Спасительная боговдохновенность Святого Духа, которая зарождает веру, продолжает действовать до конца времени, то есть до полного исполнения того, что было дано во Христе.

Лютеровской теории накопления сопутствует идея единства содержания основного послания, полученного пророками как Ветхого, так и Нового Заветов. Тот же самый Дух Божий является источником всей пророческой боговдохно- венности и деятельности от Адама до апостолов. Переживания и экстатическое состояние могут меняться, но Дух неизменен:

Один и тот же дух, который здесь, у Исайи, в его время и с его мучением, был в Иове, был в Аврааме, в Адаме и есть до сих пор во всех членах всего тела Христова от начала мира до конца в свое время каждого и со своим мучением каждого, разве что Павел во 2-м послании к Коринфянам в 4-й главе должен был сказать: «И мы поверили, поэтому и говорим» - потому что не было у него того же самого исступления и в то же самое время, что у Давида. Меняются столетия, вещи, тела и мучения, но один и тот же дух, то же чувство, та же пища, то же питьё остается у всех через все.

Неизменность Духа, то есть создателя боговдохновенности, является основанием для неизменности содержания откровения, которое давалось пророкам всех времен. Следовательно, Лютер считает, что богословское содержание как Ветхого, так и Нового Заветов - одно и то же. Нисколько не сомневаясь и не колеблясь, во всех своих произведениях Реформатор подчеркивал, что Христос является центром и «царем» во всем Писании. Христос - это суть обетования и божественная благодать в пророчествах. Это - самый важный элемент в концепции Лютера по поводу Писания. Лютеровская христоцентричная концепция Писаний обладает сотериологическим устремлением: Ветхий Завет содержит хоть и метафорическое, но повествование о грядущем искупителе, Новый же Завет повествует об исполнении обетования и совершении искупления во Христе.

Для Лютера существует только одна вера в Евангелие Христа. Эта вера зарождается в одном и том же Духе:

... вся Библия зависит от этой клятвы Бога, ведь все в Библии замкнуто на Христе. Далее мы видим, что у всех отцов в Ветхом Завете со всеми святыми пророками была именно та вера и Евангелие, которое есть у нас, как святой Павел говорит в 1-м послании Коринфянам, 10-й гл., ведь в этой клятве Бога и на коленях у Авраама все они оставались с твердой верой и таким образом хранили; хотя они верили в будущее и предсказанное семя, мы верим в явившееся и настоящее, однако все это - одна истина обетования, таким образом также одна вера, один дух, один Христос ...

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz